Выпуском военной автотехники занимались все итальянские автомобильные компании во главе с крупнейшим в стране концерном FIAT. Легковые и грузовые машины изготовляли как известные до сих пор фирмы Alfa Romeo и Lancia, так и давно забытые Bianchi, Isotta-Fraschini, ОМ, SPA и Ceirano. На производстве более сложной армейской техники специализировались автомобильные и военно-промышленные компании ОМ, SPA, Breda и Pavesi. Фирма Ansaldo собирала бронированные корпуса для бронеавтомобилей, а Viberti - различные кузова и кабины. В 1932г. итальянское военное ведомство разработало Программу унификации военных автомобилей (Autocarro Unificat), которая касалась нормирования базовых параметров грузовых машин. Большинство военной автотехники итальянские фирмы разрабатывали и выпускали самостоятельно, используя официально приобретенные зарубежные лицензии на наиболее сложные агрегаты, прежде всего на дизельные двигатели. Все армейские машины для эксплуатации в умеренном европейском климате имели в маркировке дополнительную букву М (Militare), а колониальные исполнения для работы в жарких и пустынных африканских странах носили индекс С (Coloniale). Италия выпускала автомобилей меньше, чем Германия, Франция и Великобритания. В 1930г. в Италии было собрано 46,4 тыс. автомобилей всех видов, в основном легковых. Последовавшая затем милитаризация почти не повлияла на общий рост их производства - в 1938г. она выпустила 69, 1 тыс. машин. По данным военного ведомства, в последнем мирном для Италии 1939г. на вооружении состояло 34,6 тыс. автотранспортных средств, рассеянных по нескольким театрам военных действий, в том числе 27 187 автомобилей всех видов и 5135 тягачей различного рода и назначения. За последующие пять лет на итальянских предприятиях было собрано 83 тыс. всех видов военной автомобильной и тракторной техники. ©
Alfa-Romeo "Alfa-Romeo", занималась в основном созданием спортивных и гоночных автомобилей. С началом Второй мировой войны "Alfa-Romeo" взялась за изготовление штабных автомобилей и армейских грузовиков, которые на базе серийной продукции разрабатывал испанский инженер Вильфредо Рикарт. 1-5. штабная машина Alfa-Romeo 6С2500С. В 1939г. 5-местный кабриолет 6С2500 фирма переоборудовала в вариант "Coloniale" для подразделений итальянской армии, расквартированных в Северной Африке. От гражданского варианта он отличался упрощенным кузовом, уменьшением мощности с 95 до 90 л.с., блокировкой дифференциала, установкой охладителя масла, новых воздушных фильтров и 19-дюймовых дисковых колес. Самая быстроходная штабная машина своего времени: при полной массе 2100 кг она достигала максимальной скорости 127 км/ч. До 1942г. фирма собрала 152 штабных машины 6С2500С.
Alfa-Romeo В 1939-1944гг. фирма изготовляла армейские 3-тонные капотные грузовики серии 500, состоявшей из 75-сильных дизельных машин 500RE с разными формами облицовки радиатора гражданского или военного образца. В нее входили модели 500В и 500ВR двойного назначения с бензиновыми и газовыми моторами, а также штабные автобусы 500DR. Бескапотные 4-тонные грузовые автомобили Alfa-Romeo 430RE выпускались с 1939г. Автомобиль оборудовали верхнеклапанным 4-цилиндровым дизелем (5,8 л, 80 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач с двухступенчатым редуктором, передней независимой пружинной подвеской, гидроприводом тормозов. Грузовик перевозил до 16 солдат и мог буксировать прицеп, развивая скорость 66 км/ч С 1940г. выпускался 6,5-тонный бескапотный вариант 800RE с новым 108-сильным дизелем с непосредственным впрыском топлива и 4-ступенчатым редуктором в трансмиссии, обеспечивавшим 16 передач переднего хода. 1-3. 3-тонные капотные грузовики Alfa-Romeo 500RE 4,5. штабные автобусы Alfa-Romeo 500DR 6,7. 4-тонные грузовики Alfa-Romeo 430RE 8-10. 6,5-тонные грузовики Alfa-Romeo 800RE
Bianchi Bianchi изготовляла армейские штабные машины на шасси серийных легковых моделей S4, S6 и S9, которые получили упрошенные открытые кузова с четырьмя короткими полудверями, плоские боковые панели, переднее откидное стекло и боковые запасные колеса, установленные вместо подножек за передними крыльями. В 1938-1940 годах выпускался автомобиль S6M (VМ6С), собранный для итальянской армии в 100 экземплярах. Он оснащался 6-цилиндровым двигателем (2,2 л, 52 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач, рессорной подвеской и 18-дюймовыми колесами. Грузовики "Bianchi" - коммерческие машины, модернизированными в соответствии с военными требованиями. Первым стал 3-тонный капотный Mediolanum 36, оснащенный 4-цилиндровым дизелем CDU35 (4,8 л, 60 л.с.). В 1938г. его сменил промежуточный вариант Mediolanum 68A. В 1939-1944гг. выпускался 3-тонный капотный грузовик Miles. Он отличался повышенной до 65 л.с. мощностью мотора, установкой самоблокирующегося дифференциала и вакуумного усилителя в гидроприводе тормозов. При полной массе 6500 кг он мог двигаться со скоростью 64 км/ч. 1,2. армейская штабная машина Bianchi VM 6C, Западный фронт, июнь 1940г. 3-5. 3-тонный грузовик Bianchi Mediolanum 36 6. Следующая модель - Bianchi Mediolanum 68A 7-10. Самая известная модификация - 3-тонный Bianchi Miles
Breda С начала 1930-х годов фирма Breda производила тяжелые военные полноприводные грузовые автомобили и тягачи, которые собирали на заводе в Брешии. В 1941г. началось производство тяжелых трехосных бескапотных шасси, которые предполагалось использовать как многоцелевой бортовой грузовик, балластный тягач или носитель тяжелого артиллерийского вооружения. 1-4. Тяжелый артиллерийский тягач Breda-32 - первая автомобильная продукция марки Breda. Масса 8400кг, двигатель 4-цилиндровый бензиновый Т5 (8,1 л, 84 л.с.) и 5-ступенчатая коробка передач позволяли ему буксировать прицепы и пушки массой до 25т со скоростью 30км/ч. Тягачи Breda-32 выпускались до 1940г. 5. Бортовой грузовик-тягач Breda-33 отличался от первой модели увеличенной колесной базой и возросшей до 8500 кг массой. 6-8. Тягач Breda-40 выпускался в 1941-1944 годах, служил для буксировки артиллерийских орудий массой до 15т. Скорость с полной нагрузкой 45 км/ч. Масса 10,0-11,5т. Оснащался 6-цилиндровым дизельным двигателем D11 (8,5 л, 110-115 л.с.) и пневматическим приводом тормозов. 9. Breda-41 ремонтно-эвакуационная машина с передним механическим 5-тонным краном-балкой. применявшийся в основном на военных аэродромах 10. Тягач Breda-130 - послевоенная модель, применялся в основном на военных аэродромах.
Breda 1-3. Breda-51 или Breda Dovunque-41 (6х4). Его предполагалось использовать как многоцелевой бортовой грузовик, балластный тягач или носитель тяжелого артиллерийского вооружения. Разработка этой машины началась еще в конце 1936г. Выпуск начался в апреле 1942г. Многоцелевые автомобили комплектовали 8,5-литровым дизельным двигателем мощностью 115 л.с. и 4-ступенчатой коробкой передач в блоке с двухступенчатой раздаточной. Максимальная скорость с полной массой 15,5т достигала 55 км/ч. Для быстрого передвижения по ровным дорогам в колонне служила система вывешивания среднего моста, что позволяло снизить потери на качение колес и повысить максимальную скорость до 60 км/ч. 4-8. Breda-52 разработан в 1942г. специально для установки 90-мм орудий Ansaldo 90/53 mod. 1939. Оснащался 5-ступенчатой коробкой передач, открытой кабиной, поворотным столом на грузовой платформе и гидравлическими опорами. Шасси Breda-53 отличалось от него новым дизелем (9,6 л, 130 л.с.).
Ceirano В начале 1930-х годов основным итальянским 3-тонным военным грузовиком был капотный автомобиль Ceirano 47СМ. Он оснащался 4-цилиндровым мотором (4,7 л, 53 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач, механическим приводом тормозов и пневматическими шинами низкого давления. Ceirano 47СМ 1. Бортовой грузовик 2-3. Санитарный фургон 4-7. Инженерная и аэродромная техника 8. Автоцистерна, 1936г.
Ceirano С 1933г. фирма выпускала усиленный 5-тонный вариант Ceirano 50СМ с разными видами кабин. На специальном шасси 50СМА с люком в крыше кабины и литыми шинами устанавливались 75-мм орудия 75/27 CK и ящики для снарядов на 96 выстрелов. Автомобиль весил 4,5т, развивал скорость 25 км/ч и имел расход топлива 48л на 100км. Производство всех автомобилей Ceirano завершилось в 1939г. Снимки взяты здесь 1. Ceirano 50СМ 1-й серии 2. Ceirano 50СМ 2-й серии 3. Ceirano 50СМ с установленными пулеметами Fiat mod.14, Саар январь 1935г. 4. Передвижная радиостанция R.6, 1938г. 5. Передвижная мастерская на шасси Ceirano 50СМ 6,7. Передвижная ремонтная мастерская Mod.35 8-10. Ceirano 50СМA с установленным 75-мм орудием 75/27 CK
Isotta-Fraschini В 1935г. фирма начала производство 5-тонного капотного грузовика Isotta-Fraschini D80NM с рядным 6-цилиндровым дизелем (7,2 л, 90 л.с.), по лицензии немецкой фирмы MAN. В его комплектацию входили 5-ступенчатая коробка передач, задний блокируемый дифференциал, механический привод тормозов и пневматический стартер, позволявший запускать двигатель в полевых условиях без аккумуляторной батареи. Грузовик развивал скорость 34 км/ч и расходовал 22,5л топлива на 100км. До 1939г. было собрано 883 машины D80NM. С 1936г. параллельно выпускался 3-тонный военный вариант D70NМ с 68-сильным дизелем и гидроприводом тормозов. В 1939г. обе версии появился новый бескапотный 3,5-тонный грузовик D65UMB и модернизированный капотный 6,5-тонный D80COM. Первый комплектовался 4-цилиндровым бензиновым мотором мощностью 80л.с. и 4-ступенчатой коробкой передач с дополнительным двухступенчатым редуктором. Второй получил прежний 7,2-литровый дизель, но его мощность повысили до 95 л.с. 1,2. 5-тонный Isotta-Fraschini D80NM 3,4. 3,5-тонный бескапотный Isotta-Fraschini D65 5-7. 6,5-тонный Isotta-Fraschini D80COM
FIAT Легкие армейские автомобили FIAT в начале 1930-х годов представляли собой модернизированные серийные легковые машины в военном исполнении "Militare". С 1933г. представителями этого семейства являлись FIAT 508 Balilla с двухместным спортивным кузовом и 995-кубовым мотором мощностью 20 л.с. и 4-местный FIAT 518 Ardita, с двигателем 40л.с., скорость от 72 до 98 км/ч. Со второй половины 1930-х годов для итальянских войск в Африке FIAT производил специальные штабные автомобили на серийном шасси 508 с верхнеклапанным мотором (1,1 л, 32 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач и передней независимой подвеской. В 1937-1939 годах в производстве находился базовый 4-местный вариант 508С Coloniale 1100, развивавший скорость 110 км/ч. В 1939-1945 годах выпускалась FIAT 508СМ Coloniale-Militare 1100 с упрощенным открытым кузовом. На ней использовались другие шины, вместимость топливного бака возросла с 33 до 40 л. Мощность сократилась до 30 л.с., скорость - до 95 км/ч. В 1939-1944 годах на базе 6-местных FIAT-2800 с верхнеклапанным 6-цилиндровым двигателем (2,85л, 85л.с.) выпускался упрощенный армейский вариант 2800СМС для итальянских частей в Африке. Он снабжался открытым 5-дверным кузовом "Torpedo militare", весил 2420 кг и развивал скорость 115км/ч. 1. Fiat 508M производились с 1932 по 1937г. 2. Fiat 508M на Восточном фронте, лето 1941г. 3. 4-местный Fiat 518C Coloniale 4. Fiat 508C в Вознесенске, Восточный фронт, лето 1941г. 5. Fiat 508C Coloniale 1100 выпуска 1937-1939гг. 6-9. Fiat 508CM Coloniale 1100 выпуска после 1939г. 10. Fiat 2800 CMC
FIAT В 1934-1937 годах FIAT производил 1,2-тонный военный грузовик 618МС с 43-сильным мотором. Основателем новой серии трехосных военных грузовиков считается 3,5-тонный автомобиль FIAT-621РN с двумя задними ведущими мостами и всеми односкатными колесами. Его вариантом был армейский тягач 621PNM с задними двускатными колесами для буксировки 75-мм пушек. В 1932-1938 годах производился двухосный 5-тонный автомобиль FIAT-633NМ. Он получил 4-цилиндровый дизель (5,6 л, 50 л.с.). В 1935г. к нему присоединился вариант 633ВМ с 80-сильным бензиновым двигателем. В 1933-1939 годах FIAT собирал также 6,5-тонный "колониальный" вариант 634NM, оборудованный предкамерным 6-цилиндровым дизелем (8,4л, 80л.с.). При буксировке 10-тонного прицепа он развивал скорость до 40 км/ч. С 1939г. основным армейским грузовиком являлся бескапотный 3-тонный FIAT-626NМ с 6-цилиндровым дизелем (5,75л, 70л.с.). Его вариантами были FIAT-626ВL с 75-сильным бензиновым мотором и полноприводный 625NM (4х4), а также штабные и санитарные автобусы нескольких типов. В 1937г. появился самый известный бескапотный 6-тонный военный грузовик FIAT-666NM, который с 1939г. серийно собирали на новом Туринском заводе в Мирафьори. На нем устанавливался 6-цилиндровый двигатель (9,4 л, 95-105 л.с.). Автомобиль развивал скорость 48 км/ч и мог буксировать прицепы и пушки полной массой 12т. В годы войны он стал наиболее распространенным тяжелым грузовиком марки FIAT и первым итальянским стандартизованным армейским грузовым автомобилем в своем классе. Для военных частей в Северной Африке в 1942-1944 годах выпускался его 5-тонный полноприводный вариант 665NM со 110-сильным вариантом прежнего мотора. 1. 1,2-тонный FIAT 618С в Эфиопии 2. 2,5-тонные трехосные FIAT 611С в Ливии 3. 3,5-тонный FIAT 621Р 4. 5-тонный FIAT 633NМ 5. 6,5-тонный FIAT 634NM с кабиной Viberti, в кузове танкетка CV-33 6. Гражданский вариант FIAT 634N2 7,8. Бескапотный 3-тонный FIAT-626NМ 9,10. Бескапотный 6-тонный FIAT-666NM
Еще фото грузовиков FIAT : 1,2. 1,5-тонный Fiat 15 Ter, выпускавшийся с 1913 по 1922г. Итало-греческая война, ноябрь 1940г. Оказывается, эти грузовики в то время еще использовали 3. Грузовые пикапы FIAT 508 4. FIAT 611С в Ливии 5,6. FIAT 611С - транспортер орудия Cannone da 77/28 Mod. 5 с расчетом 7-10 FIAT 618С
Lancia С середины 1930-х годов фирма Lancia занялась переделкой своих серийных легковых моделей в штабные и санитарные варианты. Наибольшее распространение получили многоцелевые версии Coloniale на шасси Augusta, Aprilia и Artena с упрощенными кузовами фирмы Viotti. Автомобиль Aprilia 639С (1940-1942) с 1,5-литровым мотором мощностью 46 л.с. был выполнен на усиленном шасси с независимой подвеской. 6-местный штабной седан Artena З41 Militare с колесной базой 3180мм и габаритной длиной около 5м, оснащался независимой подвеской всех колес и мотором V4, который имел рабочий объем около 2л и развивал мощность 55л.с. 1,2. Lancia Artena Militare 3,4. Lancia Aprilia Coloniale 5. Lancia Aprilia Coloniale в Северной Африке, на заднем плане грузовик SPA AS37 6. Lancia Aprilia Coloniale на переправе, Восточный фронт, август 1941г.
Грузовики Lancia Ro Для Итало-эфиопской войны на серийном коммерческом шасси Ro Lancia начала изготовлять 5-тонный военный вариант Ro-264NM (Ro NM). Он оснащался дизельным двигателем Lancia 89 (3,2 л, 64 л.с.) по лицензии немецкой компании Junkers. При полной массе 10т его максимальная скорость не превышала 30 км/ч, средний расход топлива 30л на 100км. Военный вариант Ro 265NM (2Ro NM) снабжался 3-цилиндровым дизелем мощностью 95 л.с., а модель Ro МВ - рядным 4-цилиндровым бензиновым мотором Фото взяты здесь 1. Lancia Ro первых производственных серий 2. Lancia Ro середины 1930-х коммерческого типа с кабиной Viberti 3. Передвижная ремонтная мастерская Mod.38 4-6. Lancia Ro MB с бензиновым мотором 7. Вид спереди Lancia Ro NMP 8. Lancia Ro NMP в Ливии, 1938г. 9. Lancia Ro NMS в Испании 10. Lancia Ro буксируют 75-мм орудия Cannone da 75/27 mod.06 в Северной Африке. Третьим в колоне идет грузовик Lancia 3Ro
Грузовики Lancia 3Ro В 1938г. на серийном коммерческом шасси Esaro конструктор Витторио Яно разработал 6,5-тонный грузовик 3Ro NM с рядным 5-цилиндровым четырехтактным дизельным двигателем Lancia 102N (6,9 л, 93 л.с.), который серийно выпускался на новом заводе в Больца. Он имел собственную массу 5610 кг, полную - 12,0 т и достигал скорости 45 км/ч. Габаритная высота осталась на прежнем уровне в 3 м, увеличенная длина грузовой платформы (4800 мм) позволяла устанавливать различные надстройки и перевозить легкую бронетехнику с боевым расчетом и боезапасом. В 1938-1943 годах в производстве находился многоцелевой вариант 3RoB с 5-цилиндровым бензиновым мотором, идентичным по общей схеме дизелю. До 1948г. фирма собрала 9,5 тыс. грузовиков серии 3Ro. 1. Lancia 3Ro в Северной Африке, район Сиди Баррани, сентябрь 1940г. На заднем плане грузовик SPA 38R 2,3. Грузовики Lancia 3Ro на затопленной дороге, Итало-греческая война, весна 1941г. 4. Батальон чернорубашечников в Югославии, весна 1941г. 5. Альпийские стрелки дивизии "Julia" в Афинах, Греция лето 1941г. 6-8. Перевозка лошадей на Восточном фронте, лето 1941г. 9. Колона грузовиков Lancia 3Ro на Восточном фронте весной 1942г. 10. Lancia 3Ro - трофей австралийцев, Северная Африка 1943г.
Самоходные артиллерийские установки на шасси Lancia 3Ro 1. Грузовик Lancia 3Ro с установленной 20-мм зениткой Breda 20/65 Mod. 1935, слева грузовик FIAT 634NM. Чернорубашечники 4-й дивизии в Ливии, сентябрь 1940г. 2-7. Самоходная артиллерийская установка Autocannone 90/53 su Lancia 3Ro с 90-мм зенитной пушкой Ansaldo 90/53 mod. 1939. Под нее разработали специальном шасси с шестью выносными опорами. 8-10. Самоходная артиллерийская установка Autocannone 100/17 su Lancia 3Ro со 100-мм орудием škoda 10 cm Vz. 1914, район Бир-эль-Гоби, Северная Африка, осень 1941г.
OM (Officine Meccaniche) С 1931г. компания ОМ начала производство легких грузовых автомобилей-тягачей для подразделений итальянских горных стрелков. Первым в этом ряду стал ОМ-32 (4х4) горный автомобиль Autocarretta da Montagna. Машина с колесной базой 2000 мм имела открытую двухместную кабину и бортовой кузов для перевозки 800 кг грузов. В передней части размещался 4-цилиндровый бензиновый мотор воздушного охлаждения (1,6 л, 20 л.с.). Габаритная длина ОМ-32 составляла 3770 мм, ширина - 1300 мм, обе колеи - по 1000 мм. Минимальный радиус поворота - 2,8 м. При полной массе 2400 кг тягач мог буксировать 1-тонные прицепы или 75-мм пушку со скоростью 23-25 км/ч. В середине 1930-х годов его сборку наладили в итальянской колонии Эритрее. В 1935г. появился ОМ-35 с двигателем в 23 л.с., а затем эта серия пополнилась 20-сильными машинами с пневматическими шинами: бортовой OM-36Mt и грузопассажирские ОМ-36Р, OM-36DM и ОМ-37. По состоянию на 1939г. машин серии ОМ-32 имелось на вооружении 2751 единица. 1. Грузовик ОМ-32 2. ОМ-32/35 (слева) и ОМ-36Mt, Западные Альпы, июнь 1940г. 3. ОМ-32 в Эфиопии 4. ОМ-32/35 в Испании, 1936г. 5. ОМ-35 6,7. ОМ-36Mt (Materiali) транспортный вариант, нагрузка до 800кг 8. ОМ-36P (Personale) вариант для перевозки личного состава 9. ОМ-32/35 на Восточном фронте, лето 1942г. 10. ОМ-32 трофей австралийцев в Асмэра, Эритрея, октябрь 1941г.
OM (Officine Meccaniche) Армейские грузовики ОМ создавались на базе дизельных коммерческих машин, выпускаемых по лицензии швейцарской фирмы Saurer, приобретенной в 1928г. В 1932г. на вооружение итальянской армии поступил 2,5-тонный автомобиль ОМ3BOD с 70-сильным предкамерным дизелем, 4-ступенчатой коробкой передач, двухступенчатым редуктором и двойной главной передачей. В 1936-1939 годах фирма предлагала несколько армейских исполнений серийных моделей 1CRD, Ursus и Titano грузоподъемностью 3, 6 и 7т соответственно, оборудованных 4- и 6-цилиндровыми дизелями мощностью от 50 до 137 л.с. Основным итальянским 3-тонным грузовиком стал Taurus N с 4-цилиндровым дизелем CR1D (5,3 л, 67 л.с.), 10-ступенчатой трансмиссией и гидроприводом барабанных тормозов. Его вариантами были Taurus В с бензиновым мотором, Taurus С и длиннобазный Taurus 2С. От гражданских машин они отличались упрощенными кабинами и кузовами со складными скамьями и тентом, часть грузовиков комплектовалась пневматическими стартерами. 1. 3-тонный ОМ Taurus, коммерческая модель 1939г. 2-4. ОМ Taurus Militare 1939г. 5. ОМ Taurus, Западные Альпы, июнь 1940г. 6,7. 6-тонный ОМ Ursus 8. ОМ Ursus на дороге Ольгополь-Балта, Восточный фронт, лето 1941г. 9,10. 7-тонный ОМ Titano
Pavesi Частная фирма-мастерская Pavesi занималась мелкосерийным производством полноприводных двухсекционных машин высокой проходимости со специальным шарнирным сочленением обеих частей машины. В 1923г. появился первый образец Р4 с двигателем мощностью 25л.с. На его основе в 1925-1937 годах в единичных экземплярах выпускались многоцелевые автомобили Р4.30, Р4.30А и Р4.31 (L140) с разными силовыми агрегатами мощностью 28-48л.с. В 1926г. их приняли на вооружение как легкие артиллерийские тягачи для буксировки орудий калибра 75-150мм. В декабре 1924г. на испытания поступил Р4.100 с новыми 4-цилиндровым двигателем (4,72л, 57л.с). Он получил рессорную подвеску и металлические колеса диаметром 1,6м с литыми шинами. Тягач имел снаряженную массу 4600 кг, развивал скорость 22 км/ч и буксировал прицепы массой до 7,5т. Первый заказ от итальянской армии на 45 автомобилей Р4 первой серии поступил в 1924г., на следующий год, получив контракт на 1000 машин, фирма Pavesi не смогла организовать серийное производство своих тягачей, поэтому в 1931-1942 годах их собирала компания SPA. 1. Pavesi Р4 mod.26 2. Pavesi Р4 mod.30 3. Pavesi Р4 mod.30A 4-7. Тягачи Pavesi Р4 на параде в Афинах, Греция, весна 1941г. На 4-м снимке, на заднем плане, грузовики Bianchi Miles 8. Pavesi Р4 mod.30A поздних серий с пневматическими колесами, Северная Африка. Буксировка танка М13/40 9,10. Pavesi Р4 на Восточном фронте, осень 1941г.
SPA (Società Piemontese Automobili) В 1926г. концерн FIAT выкупил контрольный пакет акций SPA и превратил фирму в свой филиал по изготовлению грузовиков и военной техники. С 1924г.производился капотный 2,5-тонный грузовик SPA 25С10 с 39-сильным мотором, 4-ступенчатой коробкой и пневматическими шинами, способный развивать скорость 50 км/ч. Во второй половине 1930-х годов появились новые военные 2,5-тонные грузовики 36R и 38R с бензиновыми двигателями мощностью 50-56 л.с., предлагавшиеся в нескольких исполнениях с разными кузовами и надстройками. SPA 38R оставался в производстве до 1948г. 1,2. 2,5-тонный грузовик SPA 25С10 3. Санитарный фургон SPA 25С10, 1938г. 4. Санитарный фургон SPA 25С10, попавший под огонь французской артиллерии в городе Вентимилья, 22-24 июня 1940г. 5. 2,5-тонный SPA 36R 6. Следующая модель - SPA 38R 7. Грузовики SPA 38R на перевале Малый Сан-Бернар (Piccolo San Bernardo), Западные Альпы, 25 июня 1940г. 8,9. Санитарный грузовик SPA 38R в районе Сиди Баррани, Северная Африка, сентябрь 1940г. 10. SPA 38R на Восточном фронте, лето 1941г.
SPA (Società Piemontese Automobili) В 1938г. был разработан двухосный заднеприводный тягач SPA CL39 (4х2) грузоподъемностью 1т. CL39 применялся для сопровождения конницы и в горнострелковых частях, как санитарная машина или тягач для буксировки орудий массой до 800 кг. На нем устанавливался 4-цилиндровый бензиновый водяного охлаждения мотор (1,6л, 24л.с.). Автомобиль имел снаряженную массу 1625 кг и развивал скорость 38 км/ч. Его выпуск продолжался до конца 1943г. В 1936г. SPA представила легкий полноприводный артиллерийский тягач TL37 (4х4) грузоподъемностью 800 кг. Двигатель бензиновый SPA TL18 (4,1л, 52л.с.) и 5-ступенчатая коробка передач. Тягач мог буксировать пушки массой до 2т и развивать скорость 38 км/ч. Собственная масса 2660 кг, средний расход топлива составлял 42л на 100км. В 1938г. для итальянских войск в Африке был создан 8-местный тягач AS37 (Autocarro Sahariano) с упрошенным низким деревянным кузовом. Масса возросла до 4190 кг, скорость 50 км/ч. В 1940г. появился средний бескапотный тягач ТМ40. Он был разработан фирмой Pavesi и предназначался для буксировки орудий до 6т. Дизельный двигатель FIAT 366 (9,4л, 95л.с.) размешался между передними сиденьями. Тягач весил 6600 кг и разгонялся до 44 км/ч. С 1941г. на его базе выпускался 2,5-тонный грузовик-тягач Т40, мощность двигателя которого повысили до 108л.с. 1,2. SPA CL39. На 2-м снимке CL39 альпийских стрелков на албанском фронте весной 1941г. 3,4. Тягачи SPA TL37 с литыми и пневматическими шинами. 5. SPA TL37 с литыми шинами на улице Вознесенска, Восточный фронт, август 1941г. 6,7. SPA AS37 (Autocarro Sahariano) 7,8. Бескапотный тягач SPA ТМ40 10. 2,5-тонный грузовик-тягач SPA Т40
Самоходные артиллерийские установки SPA Самоходные установки на шасси двухосных тягачей SPA создавались для обеспечения мобильности полевой артиллерии и обеспечения огневой поддержки итальянским частям в Северной Африке. 20-30 тягачей SPA TL37 были переоборудованы под САУ в армейских мастерских в Ливии. В кузове устанавливалось 75-мм орудие 75/27 Mod.1911 В 1941г. под разведывательные машины переоборудовали тягачи SPA AS37. Вместо штатного деревянного кузова на них устанавливали 20-мм зенитки Breda 20/65 Mod.35 или 47-мм противотанковые пушки 47/32 Mod.35. На специальных стеллажах по бокам и на передних крыльях размещались дополнительные емкости с топливом и водой. Такие машины получили неофициальное название Camionetta Desertica AS37. В 1942г. в Италии было выпущено несколько экземпляров Camionetta Desertica Mod.1943. На них устанавливались пулемет Breda Mod.37 (слева от водителя) и 20-мм зенитка Breda Mod.35. В Африку эти машины не попали, но поучаствовали в боях в Италии. В 1943г. при участии фирмы Viberti было начато производство Camionetta Desertica SPA AS43 - специального шасси для установки разного вооружения. Двери были убраны, бронированный лобовой щиток устанавливался только для водителя. 1-3. Самоходные установки Autocannone Saharina Corta 75/27 на шасси SPA TL37 в Северной Африке, весна 1942г. 4. Тягач SPA AS37 и зенитная самоходная установка на его базе, 20-мм пушка Breda Mod.35 5. Camionetta Desertica AS37 с разными видами вооружения - на верхнем снимке 20-мм зенитка Breda Mod.35, нижнем 47-мм противотанковая пушка Breda 47/32 Mod.35 6. Camionetta Desertica Mod.1943 7. Специальное шасси Camionetta Desertica SPA AS43 или SPA-Viberti AS43 8. Верхний снимок - 47-мм противотанковая пушка Breda 47/32 Mod.35, установленная в кузове SPA AS43, на нижнем - колона SPA AS43 Люфтваффе. На машинах установлены немецкие 20-мм зенитки FlaK 38 9.10. SPA AS43 с установленными 20-мм зенитками Scotti-Isotta Fraschini 20/70. Машины принадлежат немецким частям "Организации Тодта", Италия 1944г. Снимки 1,4-8 из книги "Italian Truck-Mounted Artillery" (Squadron Signal 2044)
SPA (Società Piemontese Automobili) Первые трехосные армейские грузовики специальной конструкции разработал FIAT. Они носили индекс FIAT 612 и являлись развитием модели 611. Изготовление машин началось в 1933г. под маркой FIAT Dovunque 33. В 1935г. 82 машины были испытаны в войне с Эфиопией, после чего производство было передано дочерней фирме SPA С 1935г. выпускался 2,5-тонный трехосный армейский грузовик SPA Dovunque 35 с 4-цилиндровым бензиновым двигателем SPA 18D (4,1л, 57л.с.). Собственная масса 4400кг и полная - 7400кг, скорость 35-45 км/ч, служил для буксировки пушек или установки вооружения. В 1939г. в итальянской армии насчитывалось 557 машин серии Dovunque, а всего было собрано около 1000 экземпляров. С 1942г. фирма SPA выпускала тяжелый полноприводный автомобиль-тягач Dovunque 41 (6х6) с передними управляемыми ведущими колесами. Тягач снабжался закрытой цельнометаллической кабиной, деревянной бортовой платформой для перевозки 5-6т грузов или открытым грузопассажирским кузовом на 12 мест. Все колеса были односкатными 24-дюймовыми, с боков кузова крепились свободно вращавшиеся "запаски". Двигатель дизельный FIAT 366, мощность 110-115л.с. При массе около 15т Dovunque 41 мог буксировать орудия массой до 10т и развивал скорость 50км/ч. 1. 2-тонный FIAT Dovunque 33 (FIAT 612) 2. 2,5-тонный армейский грузовик SPA Dovunque 35 3,4. Передвижная радиостанция на шасси SPA Dovunque 35 5. Зенитная самоходная установка - 20-мм пушка Breda Mod.35, установленная в кузове грузовика SPA Dovunque 35 6. Чернорубашечники 4-й дивизии в грузовике SPA Dovunque 35, Ливийская пустыня, сентябрь 1940г. В кузове установлен зенитній пулемет Fiat mod.14 7. Грузовик SPA Dovunque 35 в Триполи, март 1940г. 8,9. SPA Dovunque 41 в варианте грузовика и артиллерийского тягача 10. Немецкие тягачи SPA Dovunque 41 буксируют 88-мм зенитные пушки.
Полугусеничные тягачи В 1942-1943 годах FIAT проектировал полугусеничный тягач FIAT 727 (SC727) для использования в Северной Африке. Его базой послужил немецкий 3-тонный тягач Sd.Kfz.11. FIAT 727 имел массу 5650 кг, двигатель бензиновый верхнеклапанный 6-цилиндровый (5,75 л, 100 л.с.), кузов 8-местный грузопассажирский с тремя рядами сидений. В 1944г. на заводе SPA было собрано несколько опытных образцов FIAT 727. Полугусеничный тягач Breda 61 - почти точная копия немецкого 8-тонного Sd.Kfz.7. Двигатель бензиновый 6-цилиндровый T14 (7,4л, 140л.с.) и 5-ступенчатая коробка передач, использование правостороннего рулевого управления. Отличалась форма капота и передняя облицовка. Собственная масса машины составляла 9750 кг. Тягач предполагалось использовать для буксировки 149-мм гаубиц или монтажа артиллерийских орудий калибра 75-90 мм. С конца 1942-го по сентябрь 1943г. было построено примерно 200 полугусеничных тягачей Breda 61. После выхода Италии из войны, часть из них поступила в Вермахт. 1-4. 3-тонный тягач FIAT 727 5-8. 8-тонный тягач Breda 61 9. Разбитый Breda 61 в районе Болоньи, начало 1945г. 10. Брошенный немцами тягач Breda 61 в Арденнах.
Мотоциклы Мотоциклы итальянской армии представляли собой несколько доработанные гражданские модели. В 1937г., в войсках появились трициклы, созданные на основе серийных мотоциклов с объемом двигателя 500 куб.см. Трициклы использовались для перевозки грузов, в качестве мобильных огневых точек, передвижных радиостанций и для буксировки орудий. Основные модели армейских мотоциклов и трициклов - Benelli, Bianchi, Gilera и Guzzi. Ограниченными партиями в войска поступали мотоциклы фирм Sertum, Fusi, MAS и Dei. Специально для парашютно-десантных частей, компанией Airmoto был разработан легкий мотоцикл Volugrafo. Мототехника широко применялась итальянцами на всех фронтах.