Доброго времени ув.форумчане, помогите идентифицировать предмет. Рядом попадаются алюминиевые остатки обшивки самолета. Примерно до середины пустота.
"Первый вариант этого боеприпаса с четырехперистым стабилизатором поступил на вооружение ВВС в 1936 г. Причем перья приваривали сплошным швом к пустому конусу обтекателя. Спустя два года боеприпас усовершенствовали, заменив перистый стабилизатор коробчатым. В это же время аналог данной авиабомбы появился в классе осколочно-химических боеприпасов. Его незначительно отличала от прототипа лишь конструкция конического обтекателя, в задней части которого установили заправочную горловину для заливки ОВ. С 1939 г. конструкцию осколочного и осколочно-химического боеприпасов унифицировали, оставив заправочную горловину и на осколочных АО-15. Правда, в этом случае донную пробку «закручивали наглухо и кернили», а конус обтекателя оставался пустым. Авиабомбы обоих типов в больших количествах серийно изготавливали на Воткинском машиностроительном заводе и снаряжали на заводе № 12 НКБ. С 1940 г. потребность в боеприпасах этой группы возросла, и заказ на производство корпусов АО-15 дополнительно разместили на заводах имени Котлякова Наркомата цветной металлургии, а так же заводе имени Никольского Наркомата угольной промышленности, Прилукском заводе Наркомата строительной промышленности, заводе «Металлист» Наркомата нефтяной промышленности и на заводе № 235 Наркомата вооружений. Осколочная авиабомба АО-15 Длина (без взрывателя), мм 600...608 Диаметр корпуса, мм 170 (Внимание здесь видимо опечатка - диаметр 107 мм!) Размах оперения, мм 125 Расстояние от центра тяжести до головного среза, мм 160 Масса, кг: - авиабомбы без взрывателя 13,30 - взрывчатого вещества 1,10 Используемые взрыватели (1 шт.) АГМ-1к/л, АВ-4, АМ-А, АВШ-2" Но надо сказать, что в данном габарите были и химические авиабомбы - АОХ-15. "Осколочно-химические авиабомбы АОХ-15 представляли собой аналог штатных осколочных авиабомб калибром 15 кг. Их серийно выпускали на Воткинском машиностроительном заводе с годовой нормой производства в 500 тыс. штук. Предназначались эти боеприпасы для поражения живой силы, а также бронетехники и их экипажей комбинированным действием – осколками и отравляющим веществом. Бомбардировка такими боеприпасами мотомеханизированных частей на марше считалась даже более предпочтительной, нежели пехоты в местах сосредоточения. Отравляющее вещество, попадая в боевое отделение машин через амбразуры и пробоины от осколков, должно было выводить из строя ничего не подозревающий и чувствующий себя вполне уверенно за прикрытием брони экипаж. Цилиндрический осколочный корпус боеприпаса ковали из заготовок сталей марки Ст.4 или Ст.5. В головном отверстии корпуса устанавливали переходную втулку под взрыватель. От конического обтекателя, свальцованного из листовой стали, корпус авиабомбы отделяла толстостенная монолитная перегородка, к которой первый приваривали сплошным швом. Таким образом, получался герметичный футляр для жидкого отравляющего вещества. Как правило, это был адамсит (по всей видимости, именно его обозначали как вещество Р-15). Его заправляли с донной части авиабомбы через горловину, которую затем закрывали пробкой со свинцовой прокладкой. Естественно, при подрыве осколочной части боеприпаса процент «выхода» этого боевого ОВ был намного ниже, чем в авиабомбах КРАБ-25яд. Применять авиабомбы АОХ-15 планировали как с горизонтальных бомбодержателей, так и из сбрасываемых ротативно-рассеивающих кассет. В последнем случае боеприпасы подвесными бугелями не оснащали. При разрыве авиабомбы на открытой местности корпус боеприпаса дробился в среднем на 802 «убойных» осколка, разлетавшихся со скоростью 757 м/с. На испытаниях этого боеприпаса бомбометанием в среднем одной бомбой удавалось поразить 76 коробчатых мишеней, эквивалентных по площади ростовой фигуре человека. Кроме того, в окружности радиусом 200 м люди без средств защиты гарантированно получили бы «отравление средней тяжести». АОХ-15 обр. 1938 г. для применения с горизонтальных бомбодержателей Длина без взрывателя, мм......................................................610 Диаметр корпуса, мм..............................................................107 Размах оперения, мм..............................................................125 Расстояние от центра тяжести до головного среза, мм...............160 Вес, кг: окончательно снаряженной (с взрывателем).......................14,64 боевого снаряжения.........................................................1,15 Используемые взрыватели (1 шт.).........................АГМ-1, АВ-4 АОХ-15 обр. 1938 г. для применения из кассет Длина без взрывателя, мм......................................................610 Диаметр корпуса, мм.............................................................107 Размах оперения, мм..............................................................125 Вес, кг: окончательно снаряженной (с взрывателем).........................14,12 боевого снаряжения..........................................................1,15 Используемые взрыватели (1 шт.)...............................АГМ-1 к/д" Источники: Е.Пырьев, С.Резниченко. Бомбардировочное вооружение авиации России 1912-1945 гг. P/S Взрыватель и ВВ "на месте" если что!
Дервиш , благодарю за содержательный ответ, собственно как всегда, поражаюсь Вашим знаниям. Выходит, бяка еще та.