Не надоело ху..ю-с нести, а "1a....g1"? Знаний практически ноль. СССР. По внешним очертаниям зажигательная АБ - ЗАБ-10тг. "В предвоенный период на вооружении Красной Армии еще состояли зажигательные авиабомбы, снаряженные так называемым твердым горючим, – ЗАБ-10тг ранних конструкций, разработанных в НИО завода № 67 в период 1935-37 годов. Внешне их отличал четырехперистый стабилизатор. Все авиабомбы выполняли разъемными – их корпуса состояли из двух поперечных половин, представлявших сочетание конических и цилиндрических деталей. В передней части тонкостенный цилиндр корпуса боеприпаса, свальцованный из 2-мм жести, крепили сплошным сварным швом к массивной металлической головке конической формы, в которой было выполнено три газоотводных отверстия. Для соединения с задней частью корпуса служило приваренное точеное кольцо жесткости. Аналогичное кольцо образовывало цилиндр задней части корпуса, к которому была приварена сплошным швом коническая часть, свальцованная из листовой стали толщиной 1,5 мм, со стабилизатором. Между собой переднюю и заднюю части авиабомбы соединяли на резьбе, смазанной густым асфальтовым лаком № 67. В переднюю часть боеприпаса запрессовывали термит с «двухступенчатым» переходным составом, инициирующим от капсюля-воспламенителя взрывателя и дополнительного воспламенителя (звездки белого огня) авиабомбы загорание основного состава. После снаряжания передней части газоотводные отверстия в головке заливали церезином. Заднюю часть авиабомбы снаряжали «отвержденным керосином» ТГ в жидком состоянии через заливочную горловину в задней части конуса. При остывании керосин быстро застывал. Боевое снаряжение передней и задней частей боеприпаса было изолировано друг от друга штампованной из 0,5-мм алюминия перегородкой в виде воронки, приклеенной специальной замазкой. После заливки горловину в задней части закрывали пробкой на резьбе, смазанной герметизирующим составом. При срабатывании взрывателя в передней части авиабомбы загоралась звездка, переходной, а затем и основной составы. Спустя некоторое время огонь доходил до перегородки, которая расплавлялась, и разжиженное горючее ТГ свободно проникало в переднюю часть боеприпаса к газоотводным отверстиям и расплавленным тонким стенкам корпуса. Там оно, получив доступ кислорода, под действием высокой температуры термита вспыхивало, сгорая на воздухе с интенсивным образованием огненной струи диаметром 0,3 м. Развивая температуру 2000-2500°С, в течение 4 мин содержимое боеприпаса выгорало с образованием пламени высотой до 2 м. По мере выгорания термита интенсивность горения состава ТГ резко снижалась. Однако на полигонных испытаниях боеприпаса особо отмечалось, что, хотя к прострелу пулями авиабомба оказалась нечувствительной, пробитая передняя половина не сказывалась отрицательно на ее работоспособности. Между тем пробитая задняя половина ЗАБ-10тг выводила боеприпас из строя. Официально считается, что перистый стабилизатор оказался неудобным для снаряжания хвостовой части боеприпаса, и в 1938 году на вооружение поступила ЗАБ-10тг упрощенной конструкции чертежа 3-0446 с коробчатым стабилизатором. Она, якобы, лучше обеспечивала доступ к заливочной горловине. Хотя все эти выгоды модернизации можно отнести лишь к изменениям конструкции ЗАБ-50тг. В ГСКБ-47 авиабомбу ЗАБ-10тг модернизировали с ней, как говорится, «за компанию». При этом если об изменении баллистических свойств последней не упоминается, то ее эксплуатационные и технологические характеристики явно не улучшились. Во-первых, как говорится в документах, произошло «перераспределение площади хвостового оперения по граням «коробки», однако длина авиабомбы, наоборот, возросла на 70 мм. Во-вторых, прежний стабилизатор был все же проще и технологичней. А кроме того, он не только не препятствовал доступу к горловине, а, наоборот, способствовал. Впрочем, последнее было не столь и существенно, поскольку через донную горловину хвостовую часть боеприпаса один лишь раз снаряжали на заводе, а затем герметизировали на все оставшееся время. Помимо этого, призыв к промышленности жестко экономить цветные металлы отразился на том, что внутреннюю перегородку между боевыми зарядами задней и передней частей ЗАБ-10тг теперь стали штамповать из 0,5-мм жести и приваривать роликовой электросваркой к соединительному кольцу. Донную пробку заменили специальным патроном с упорной (как ее тогда называли — «эдиссоновской») резьбой. Дело в том, что избыточным давлением разжиженного состава ТГ в хвостовой части боеприпаса иногда выбивало пробку заправочной горловины. И хотя после срабатывания взрывателя это уже не было равноценно прострелу боеприпаса пулей, образование пламени проходило более скоротечно и с меньшей интенсивностью. Детали стабилизатора штамповали из листовой стали толщиной 1 мм и приваривали к конусу авиабомбы. До 1941 года зажигательные авиабомбы ЗАБ-10тг чертежа 3-0446, снаряженные твердым горючим, серийно изготавливали на трех механических заводах – «Рабочий Металлист» и «Армалит» Наркомата общего машиностроения, а также «Красный Аксай» Наркомата среднего машиностроения. Правда, на «Красном Аксае» и «Рабочем Металлисте» в 1939 году их производство было остановлено, однако с началом боевых действий в Карелии в 1940 году его возобновили. Применяли ЗАБ-10тг всех моделей как с горизонтальных бомбодержателей, так и из сбрасываемых кассет – ротативно-рассеивающих авиабомб РРАБ. Зажигательная авиабомба ЗАБ-10тг Длина (без взрывателя), мм 522...540 Диаметр корпуса, мм 107 Размах оперения, мм 145 Расстояние от центра тяжести до головного среза, мм 175 Масса, кг: - авиабомбы без взрывателя 10,90 - взрывчатого вещества 5,20 Используемые взрыватели (1 шт.) АГМ-1к/в, АМ-Б" Источники: Е.Пырьев, С.Резниченко. Бомбардировочное вооружение авиации России 1912-1945 гг.