По просьбе уважаемого участника WerWulf, попробуем разобраться что же реально произошло 12 августа и был ли лобовой таран Авдеева и Шульте, указание на который можно встретить во многих открытых источниках. Единственным документом на сегоднейшний момент был отчет о боевой работе 153 ИАП за этот день: "Там под номерами 53 и 54 писарь старшина Немцов сообщает,что 12.08.42 с 17-00 до 18-00 6 Кобр сопровождали 6 Бостонов и 7 Пе-2 в р-н Ю-З Воронежа.По нашим прикидкам это Репьевка-Солдатское на р.Потудань Острогожского р-на.Там у мадьяров были тылы,склады и резервы.Место злачное.Наши ходили туда постоянно.Продолжаю цитировать текст Немцова." В р-не ст. Графская встретили 9 Ю-88,6 Ме 110 и 9 Ме 109,которых атаковали."И никаких комментариев. Но зато в п.53 военком полка ст.батальонный комиссар Сорокин К.С. в 17-30 сбивает Ме-109 в р-не д. Муровлянка. У нас в области только одна деревня- Усть-Муровлянка.Недалеко от Репьевки.Вроде совпадает по времени подлета от Графской до Репьевки. В это же самое время в 17-30 (п.54) Зам.ком. АЭ,капитан Карпухин В.Г. сбивает Ме-110 район д. Девица. Это от Усть-Муровлянки 18 км. по прямой,в сторону Воронежа. Скорее всего на отходе при растянувшейся формации. Про потери в отчете ни слова" Отчет о боевой работе документ вторичный, он пишется постфактум на основе данных оперсводок и журналов боевых действий. Первое, что настораживает в данном документе это отсутствие упоминаний о потерях, даже если бы кроме одного Авдеева их более не было, Авдеева обязательно должны были упомянуть. Но они были, и это настораживает. Второе это время вылета, оно есть, хотя в оперативных документах полка, дивизии и 2 ВА оно отсутствует. Это наводит на мысли, что отчет был написан с некоторыми корректировками по указке сверху. Идем далее, сопровождение Бостонов и Пешек описанное в отчете безусловно является центральным событием дня в 2 ВА, однако информация в низовых первоисточниках крайне скудная. Ответ находится в оперсводках 2 ВА, где писари не поленились и описали все воздушные бои проведенные летчиками ВА за день, правда опять без указания времени: "Всего за день 244 БАД проведено 2 воздушных боя. Первый р-н Семилуки с 16 Ме-109. В результате группового огня стрелков Бостонов сбито 2 Ме-109. В этом воздушном бою на Бостоне с/с Бушакова загорелся мотор, который был потушен. Посадка благополучно на своем аэродроме. Аэрокобра к-н Авдеев сбита в воздушном бою. Второй над г. Воронеж с 9 Ме-109 и 6 Ме-110. В результате воздушного боя старший батальонный комиссар Сорокин сбил Ме-109. 3 Аэрокобры не вернулись из боя, к-н Карпухин, с/л Амколадзе, с/л Кисляков. 223 БАД над г. Воронеж в общем строю с Бостонами 244 БАД атакована 9 Ме-109. В р-те 1 Пе-2 загорелся, экипаж воспользовался парашютами. Второй Пе-2 резко пошел вниз. Предположительно в.п. восточнее Воронеж." Документы 244 БАД дают уточнение: к-н Авдеев был сбит в воздушном бою погиб. к-н Карпухин сбит в воздушном бою погиб, с/л Амколадзе сбит в воздушном бою, парашют, вернулся в часть, с/л Кисляков подбит в воздушном бою, совершил в.п. на нашей территории. Немецкие данные идеально ложатся в наши потери: Первый бой: 12.08.42 Fw. Maximilian Volke 4./JG 77 DB-7 92 424: at 2.500 m. 07.15 12.08.42 Uffz. Horn 4./JG 77 Airacobra 92 452: at 3.000 m. 07.17 12.08.42 Uffz. Bruno Weidlich 4./JG 77 Pe-2 92 352: at 1.500 m. 07.18 12.08.42 Uffz. Alfred Keinath 4./JG 77 Airacobra 92 443: at 2.000 m. 07.19 12.08.42 Fw. Maximilian Volke 4./JG 77 Pe-2 92 324: at 2.00 m. 07.20 Второй бой: 12.08.42 Uffz. Klein 5./JG 77 Airacobra 93 741: at 2.800 m. 08.30 12.08.42 Uffz. Hans Rössner 5./JG 77 Airacobra 93 744: at 2.800 m. 08.32 Таким образом, Авдеева сбил либо Хорн, либо Кинат. Возможно атаковали оба. Продолжение следует...
Что за знаменитый эпизод о котором ничего не знаю 12.08.42 из состава JG 77 пропали без вести два пилота после воздушных боев, уж не пилоты Кобр их сбили? Было бы интеренсно узнать вообще как эффективно действовал 153 ИАП на новой технике. Ведь P-39 был пожалуй лучшим, по летро-боевым качествам, истребителем в ВВС в летне-осенней компании 1942 года.
Надо глянуть победы и потери II./ZG1, Дмитриевская, до того как в Краснодар перелетели. Теми Ме110 могли быть только они.
Всего сбито под Воронежем 64 самолета.По типам: Ю-88 -15 ед.Ме-109 - 39 ед.ФВ-189-1 ед.До-217-1 ед.Хе-111-1 ед.Ме-210-1 ед.Ме-110-1 ед. Макки-200 -4 ед.Хш-126-1 ед.Последняя машина Ме-109 сбита 13.09.42 г. Пребывание на Воронежском фронте с 29.06.42 по 29.09.42 .Основание-Отчет. Фонд 28 ГИАП,опись 213030,номер дела 1,коробка п.л.1 об,2 соб,3,6 об-16.
Евгений! По Ме-210 сведения куцые. Завалил его 04.07.42 командир звена ст.лейтенант В.Г.Карпухин. в 11 часов 40 минут. Место падения 0,5 км. сев. дер. Устье. Была такая недалеко от впадения в Дон реки Воронеж.Но время тогда было жаркое. Немец пер без остановки и уже захватил переправы и бой шел на окраинах города.Посмотрите стр.16 сайта по опознанию и идентификации. Я для вас вывесил три фотки.В т.ч. килевая шайба Ме-110.
Дело в том, что Ме210 на Восточном фронте не воевал в 1942. ZG2 их получила, но уже после того как их вывели с фронта летом 42. Скорее всего это был Ju88A.
Дык, стодесятый это был, наверняка описка писаря или еще что-нибудь в этом роде: 04.07.1942 Bf-110E 2/ZG1 I/ZG1 4099 folgt. Jagerbeschuss Bolsche-Ivanovka LF4 Oblt. Rudolf Thomas - WIA Uffz/Heinrich Theissen - WIA 04.07.1942 Bf-110E 5/ZG1 II/ZG1 3782 50% Er Bruchlandung Duidjanny LF4 04.07.1942 Bf-110E-1 5/ZG2 II/ZG2 4103 90% Jagerbeschuss Schtschigry LF4 04.07.1942 Bf-110E-1 5/ZG2 II/ZG2 4018 2S+LN 100% Flakbeschuss (Woronesh) LF4 Fw. Hans Lebbe - MIA Ogefr. Georg Schudt - MIA 04.07.1942 Bf-110E-2 6/ZG2 II/ZG2 4403 2E+CP 100% Flakbeschuss (Woronesh) LF4 Lt/Karl Romain - MIA 04.07.1942 с/л Ковалев В.И. лично 1 Ме-110 Девица – Шуста – Гремячево – Курбатово 185 иап Аэрокобра 04.07.1942 л-т Суворов В.И. лично 1 Ме-110 Девица – Шуста – Гремячево – Курбатово 185 иап Аэрокобра 04.07.1942 с/л Ягодкин П.С. лично 1 Ме-110 Девица – Шуста – Гремячево – Курбатово 185 иап Аэрокобра 04.07.1942 с-т Крюков М.М. лично 1 Ме-110 Девица – Шуста – Гремячево – Курбатово 185 иап Аэрокобра 04.07.1942 л-т Михайлов В.М. лично 1 Ме-110 Девица – Шуста – Гремячево – Курбатово 185 иап Аэрокобра 04.07.1942 л-т Горбань Г.М. лично 1 Ме-110 Девица – Шуста – Гремячево – Курбатово 185 иап Аэрокобра 04.07.1942 л-т Акуленок Д.Г. лично 1 Ме-110 Девица – Шуста – Гремячево – Курбатово 185 иап Аэрокобра 04.07.1942 л-т Уварнов лично 1 Ме-110 Девица – Шуста – Гремячево – Курбатово 185 иап Аэрокобра 04.07.1942 с/л Ковалев В.И. группой 8 1 Ме-110 Девица – Шуста – Гремячево – Курбатово 185 иап Аэрокобра 04.07.1942 с/л Карпухин В.Г. лично 1 Ме-210 сев. Устье 153 иап Аэрокобра 04.07.1942 п/п Васин Н.С. группой 8 2 Ме-110 зап. Воронеж 185 иап Аэрокобра
Пошло от Бергстрема, потом Зефиров закопипастил и понеслась. Пропали без вести три пилота включая Шульте. Утверждается, что Шульте и Авдеев погибли в лобовом таране между собой.
Касательно МЕ-210. Очень вероятна описка гв.старшины С.Немцова. В итоговом отчете, в графе" всего сбито "имеется вообще неизвестный науке самолет ФВ 198.Я уж взял на себя смелость переставить пару цифр, чтобы не омрачать светлый образ владельца приятного и разборчивого почерка. Да и по моему не слишком богатому опыту работы с фронтовыми архивами встречалось всякое.В самолете дыра от сняряда в баке,пожар в кабине стрелка,аж лампочки сплавились, а в сводке написано ,что заштопорили,упали в болото.Не справился пилот с управлением.
Вниманию Егорова Н.Б. Ваш материал в личку тянет на сенсацию. С нетерпением,но пониманием буду ждать ноября. За это время,полагаю, надо поработать с наземными войсками. Должно же быть донесение о таком событии.В нашем музее собран обширный рукописный фонд, может что и накопаем. В отношении пропавших без вести "флигеров".Есть у нас сведения о Ме в затоне р.Усманка.Магнитометр дал нарастание сигнала,но дальше болото с камышами,не пролезли. Похоже надо серьезно отработать этот участок.Спасибо за сведения.
По официальному отчету 153 ИАП с 30.06.42 по 25.09.42г. сбил 64 самолета противника, а потерял по боевым причинам всего лишь 8 Кобр и 3х летчиков. Но как видно из постов данной темы, только 12.08.42 было потеряно в боях 4 Кобры и 2 пилота (если считать что Кобра Кислякова подлежала востановлению то тогда потеряно - 3 Р-39). А ведь боев было не мало и до и после этой даты, например знаю что 23.07.42 был сбит Смирнов А.С. будущий дважды ГСС. Всвязи с этим потери 153 ИАП выглядят заниженными или только 12 августа был не удачный день?
9 штук потеряно в в.б. не считая подбитых. 2 Werwulf: Наконец ответили по Шульте, Официалка как всегда скупо, пропал безвести в ходе воздушного боя в р-не Приваловки. Вот что пишет по этому поводу участник этого боя Лт. Лютц-Вильгельм Буркхардт, оставил оригинальный текст без перевода: "Der Luftkampf hatte sich jenseits der Front abgespielt und war eigentlich schon worüber, als wir im FT hörten, dass Franz Schulte getroffen war und eine Bauchladung machen musste. Dabei mussten wir mitanhören, wie er aus Wut und Verzweiflung hinausbrüllte: ’Warum muss das ausgerechnet mir passieren?!’ Die Flugzeugführer unserer Staffel konnten dann noch beobachten, wie Franz Schulte eine glatte Bauchlandung machte, er war offensichtlich unverletzt – wegen der sommerlichen Witterung nur mit Hemd und kurzen Hosen bekleidet – und muss danach unverletzt in Russische Hände gefallen sein, aber wir haben nie wieder etwas von ihm gehört." Т.е. он совершил в.п. вышел из самолета и это последнее, что что немцы о нем знали. Скорей всего был расстрелян сразу после приземления, так как никких данных о нем в плену я не встречал...
Это только Воронежский фронт. Группа из состава полка ушла в авгсуте в оперподчинение не помню какой дивизии 1 ВА, там еще три потери ЕМНИП.
Ну вот и закончилось историческое расследование . Моя огромная благодарность Никите Егорову за терпение в распутывании этой темноватой истории. Теперь попробуем по оперсводкам узнать, что же случилось с пленным Шульте. Дальнейший путь ведет очевидно в ЦАМО. Может подскажете, где искать. А не было ли указания по времени сбития Шульте?. С уважением WW.