Камрады ,хотел бы развить тему, асов летавших на торпедоносцев. Летчики люфтваффе с наибольшем количеством потопленных кораблей противника при помощи торпед. Harlinghausen Martin - GLt - KG26 С 1923 г. служил в немецком военно-морском флоте и в 1927 г. стал командиром торпедного катера. В 1931 г. прошел секретную летную подготовку. Участвовал в войне в Испании и, летая на гидросамолете Не-59, смог потопить торпедой республиканский транспорт. Закончив академию Генерального штаба, Харлингхаузен в ходе Второй мировой войны занимал различные руководящие посты в Люфтваффе, в т.ч. он был командиром KG26. При этом он сам продолжал лично участвовать в боевых вылетах и на его счету было 20 потопленных кораблей общим тоннажем более 100 тыс. брт. Franken Werner - Oblt. - KG26 Торпедами потопил корабли общим тоннажем 46 тыс. брт и еще корабли тоннажем 55 тыс. брт тяжело повредил. Награжден RK 24.03.1943 г. Pruger Walter - Oblt. - KGr.606 Командир 2./KGr.606 обер-лейтенант Вальтер Прюгер погиб 06.07.1942 г., когда его Ju-88 был сбит во время налета на английские аэродромы на Мальте. 05.01.1943 г. посмертно награжден RK. На его счету были потопленные корабли общим тоннажем 47 тыс. брт, а также один поврежденный крейсер. Jente Heinz - Oblt. - KG26 Командир 2./KG26 обер-лейтенант Йенте был награжден RK 29.10.1943 г. На его счету было 2 транспорта общим тоннажем 18 тыс. брт, потопленных в Средиземном море, и крейсер, потопленный в Баренцевом море. Hennemann Konrad - Lt. - KG26 04.07.1942 г. в 20.10 группа из 25 Не-111 из I./KG26 атаковала конвой PQ-17, шедший в Мурманск. Лейтенант Хеннгеманн сбросил бомбы на американский крейсер ПВО «Pozarica», но при этом его Не-111H-6W.Nr.7098 «1H+GH» получил несколько прямых попаданий зенитных снарядов и загорелся. Несмотря на то что уже вся кабина «Хейнкеля» была охвачена пламенем, Хеннеманн сумел вывести самолет в атаку на английский транспорт «Наварино» («Navarino») тоннажем 4841 брт. Перед тем как его горящий Не-111 упал в воду, Хеннеманн успел сбросить торпеду, которая попала в корабль в районе ходового мостика. «Наварино» получил тяжелые повреждения, вскоре он был «добит» артиллерийским огнем с кораблей эскорта и затонул. 03.09.1942 г. лейтенант Хеннеманн был посмертно награжден: RK. Kuntze Albrecht - Hptm. - KG26 Награжден RK 16.05.1940 г. за успешные атаки кораблей у побережья Англии и в Северном море. Пропал без вести (погиб) 05.07.1943 г., когда его Ju-88 не вернулся из боевого вылета на Западном фронте. Teske Georg - Major - KG26 Командир II./KG26 майор Георг Теске был награжден RK в 1944 г. Trost Gunther - Hptm. - KG26 Командир 12./KG26 гауптман Гюнтер Трост был награжден RK 12.11.1943 г. Voss Reimer - Oblt. - KG26 Командир 4./KG26 обер-лейтенант Ренмер Фосс был награжден RK 12.03.1945 г. Sorter Willi - Major - KG77, KG26 Командир I./KG26 гауптман Вилли Сёльтер был награжден RK 19.08.1944г. после 270 боевых вылетов. После войны он был президентом отделения германского аэроклуба (DeutschenAero-Club) в Нижней Саксонии. Nocken Klaus - Major - KG26 09.11.1942 г. его Ju-88 был сбит над Средиземным морем у побережья Алжира и Нокен провел в воде 12 часов прежде, чем его подобрала немецкая подводная лодка. Всего в течение осени 1942 г. - лета 1943 г. в ходе боев на Средиземном море он был сбит пять раз. Командир III./KG26 майор Клаус Нокен был награжден RK 29.10.1943 г. Fuchs Robert - GMr. - KG26 В качестве командира бомбардировочной группы «Легиона «Кондор» участвовал в войне в Испании. В течение 1939-40 гг. пилоты его KG26 потопили в Северном море 46 кораблей общим тоннажем 70 тыс. брт и еще 76 кораблей общим тоннажем свыше 300 тыс. брт тяжело повредили. 06.04.1940 г. оберст Роберт Фухс был награжден RK. Он стал первым пилотом бомбардировочной авиации, получившим эту награду. Gehring Friedrich - Major - KG26 Командир 7./KG26 гауптман Фридрих Гехринг был награжден RK 28.02.1945 г. Barm Karl - Oblt. - KGr.506, KG26 Награжден RK 14.12.1940 г. Командир 6./KG26 обер-лейтенант Карл Барт погиб 09.11.1942 г., когда его Не-111Н был сбит над Средиземным морем у побережья Алжира. Bollmann Alfred - Major - KG26, KG55 Юрист по образованию и первоначально служил судьей военного трибунала (Kriegsrichter). В 1939 г., благодаря своей настойчивости, он прошел подготовку в качестве штурмана и начал участвовать в боевых вылетах. Командир III./KG55 майор Боллманн был награжден RK 29.10.1944 г. после 290 боевых вылетов. В декабре 1944 г. он был назначен главным военным судьей (Oberstrichter) Люфтваффе. Hahn Joachim - Obstlt. - KGr.606 Награжден RK 21.10.1940 г. Командир KGr.606 оберст-лейтенант Хан погиб 03.06.1942 г., когда его Ju-88A был сбит в ходе боевого вылета над Средиземным морем. Список не полный и по всей видимости не вполне точный. Буду признателен за дополнение.
Franken Werner( 02.05.1916 - 24.02.1943) Обер-лейтенант Вернер Франкен, летчик I/KG 26. Один из лучших асов торпедоносцев. Торпедами потопил корабли общим тоннажем 46 тыс. брт и еще корабли тоннажем 55 тыс. брт. тяжело повредил. Погиб 24.02.43. Рыцарским крестом награжден посмертно 24.03.43 . http://www.das-ritterkreuz.de/index_search_db.php4?modul=search_result_det&wert1=1533
Дополнение по первому кавалеру РК торпедоносцу Карлу Барту. 3 ноября 1940 г. он поразил торпедой судно "Эрос" (5888 брт.) К этому времени на счету молодого летчика было занесено уже 30000 брт.
Его гибель довольно мерзко описал В. Пикуль в своем "Реквиеме каравану PQ-17", якобы Ханнеманн выбрался на крыло тонущего самолета и умолял подобрать его, однако все проплыли мимо, со свистом, проклятиями и плевками.
Дополнение по: Harlinghausen Martin. Harlinghausen Martin (17 января 1902 - 23 марта 1986) Мартин совершил примерно 175 боевых вылетов, большинство из них на He 111. 30 января 1941 г. Мартин был награжден ДЛ к РК. http://en.ww2awards.com/person/34556#top https://de.wikipedia.org/wiki/Martin_Harlinghausen
Teske Georg Oberstlt. KG26, KSG2 Родился 02.11.1909 г. в поселке Болинкен, в 2 км севернее Штеттина (ныне часть Щецина, Польша). Летая на Не-111Н, лейтенант Георг Теске в составе 5./KG26 участвовал в кампании в Западной Европе, в атаках британских кораблей в Северном и Норвежском морях, в налетах на Англию. В январе 1941 г. эскадрилью перебросили на Средиземное море, где она продолжала действовать против британского флота. 19.01.1942 г. Теске наградили DK-G. В марте он вместе со своей эскадрильей прибыл на Восточный фронт и, базируясь на аэродроме Саки, в Крыму, атаковал уже советские корабли в Черном море. 11 августа его в звании гауптмана назначили командиром I./KBS2. Эта авиашкола размещалась на аэродроме Хёршинг, в 11 км юго-западнее г. Линц, Австрия, и готовила штурманов для бомбардировочной авиации. Потом 29 октября того же года Теске перевели на должность командира I./KSG2. Эта учебная группа находилась в Гроссето, в Италии, и готовила экипажи торпедоносцев. 12.02.1943 г. его назначили командиром II./KG26, действовавшей тогда на Средиземноморье, и затем 1 марта присвоили звание майора. В июне того же года группу перевооружили JU-88A-17.10.08.1944 г. Теске перевели в штаб эскадры. Потом 31 октября он получил RK. В феврале 1945 г. он в звании оберст-лейтенанта возглавил KG26, которой командовал до конца войны. Умер 25.09.1990 г. http://en.ww2awards.com/person/27265
Thomsen Ernst-Heinrich Major KGr.506, KSG2, KG26 Родился 18.01.1914 г. в Рюштрингене, южном пригороде Виль-гельмсхафена. Военную карьеру Эрнст-Генрих Томсен начал в составе Кригсмарине, но затем прошел летную подготовку и бьы переведен в Люфтваффе. В конце 1939 г. его в звании обер-лейтенанта назначили командиром вновь созданной 2./KGr.506. Летая на гидросамолете Не-115, Томсен участвовал в атаках британских кораблей в Северном и Норвежском морях, в Ла- Манше и у атлантического побережья Англии. 10.10.1941 г. он в звании Гауптмана возглавил вновь сформированную I./KSG2. В этой учебной группе готовились новые экипажи торпедоносцев. Первоначально она базировалась на аэродроме Гроссен-броде, на побережье Мекленбургской бухты, а 23 ноября была переведена на аэродром Гроссето, в Италии. В январе 1942 г. Томсена назначили командиром KGr.506, которая уже была оснащена JU-88A-4 и с аэродромов на севере Германии и в Норвегии действовала против кораблей в Северном и Норвежском морях. 8 июня группу переименовали в III./KG26 и перебросили на север Норвегии. Томсен участвовал в атаках союзных конвоев, шедших в Мурманск и Архангельск, и 9 июля его наградили DK-G. 21 июля того же 42-го года курьерский Bf-108, на котором он летел, потерпел аварию. Томсен получил травмы и был отправлен в госпиталь. В феврале 1944 г. он в звании майора снова возглавил III./KG26, которая тогда участвовала в боях на Средиземноморье. 24 октября его наградили RK. В том же месяце он оставил свой пост и до конца войны занимал штабные должности. С сентября 1956 г. Томсен служил в Кригсмарине ФРГ и вышел в отставку в конце марта 1972 г. в звании капитана цур зее. Умер 13.01.2004 г. в г. Триппштадт, в 9 км южнее Кайзерслаутерна.
Solter WilU Major KG77, KG26 Родился 18.07.1913 г. Военную карьеру Вилли Зёльтер начал в ноябре 1934 г. в составе Вермахта. В 1937 г. он перешел в Люфтваффе и прошел обучение в качестве пилота бомбардировщика. 15.05.1938 г. он в звании лейтенанта прибыл в 2./KG355, которую затем в мае 1939 г. переименовали в 2./KG53. Летая на Не-111, он участвовал в польской кампании и в боях в Западной Европе. В августе 1940 г. обер-лейтенанта Зёльтера перевели в 1./KG77, и, летая далее на Ju-88A, он выполнял налеты на Англию. Весной 1941 г. его назначили командиром 2./KG77, и с 22 июня Зёльтер действовал на Восточном фронте. 9 сентября Зёльтеру вручили ЕР, а 19 декабря того же 41 - го года наградили DK-G. В риоле 1942 г. его эскадрилью перебросили на Сицилию, откуда он совершал налеты на Мальту. В июле 1943 г. I./KG77 перевооружили торпедоносцами JU-88A-4 LT, а ее экипажи прошли соответствующую переподготовку. В следующем месяце гауптман Зёльтер был назначен командиром группы. В июле 1944 г. ее переименовали в I./KG26 и перебросили на аэродром Салон-де-Прованс, в 44 км северо-западнее Марселя. Оттуда «Юнкерсы» атаковали корабли и конвои союзников в Средиземном море. 19 августа Зёльтер получил РК. К тому времени он совершил 270 боевых вылетов и на его счету был потопленный эсминец. В следующем месяце группа перебазировалась на север Норвегии и впоследствии действовала против конвоев в Северной Атлантике. Конец войны Зёльтер встретил в звании майора. В послевоенные годы он не порывал связи с авиацией и был избран президентом отделения «Германского аэроклуба» (Deutschen Aero-Club) в Нижней Саксонии. Умер 13.07.1995 г.
Дополнение по Jente Heinz. Родился 13.01.1919 г. в поселке Люббенау, в 28 км северо-западнее г. Котбус. После окончания летной подготовки лейтенант Хейнц Йенте служил в I./KG26. Летая на Не-111Н, он участвовал в атаках союзных кораблей и конвоев сначала в Северной Атлантике, а потом на Средиземном море. 21.08.1942 г. обер-лейте-нанта Йенте наградили DK-G. Впоследствии он был назначен командиром 2./KG26 и 29.10.1943 г. получил RK. На его счету были два транспорта общим тоннажем 18 тысяч брт, потопленных в Средиземном море, и британский крейсер, потопленный в Баренцевом море. Конец войны Йенте встретил в звании Гауптмана. С 1956 г. он служил в Бундеслюфтваффе ФРГ и в конце марта 1975 г. вышел в отставку в звании оберст-лейтенанта. Умер 09.10.1986 г. в г. Мюльдорф-ам-Инн.
Дополнение по Конраду Ханнеманну. Родился 01.03.1920 г. в Дрездене. После окончания летной подготовки лейтенант Конрад Хеннеманн прибыл в 1 ./KG26. Летая на Не-111Н, он участвовал в кампании в Западной Европе, в атаках кораблей в Северном и Норвежском морях. 04.07.1942 г. в 20.10 группа из 25 «Хейнкелей» из I./KG26 атаковала конвой PQ-17, шедший в Мурманск. Девять машин во главе с Хеннеманном нацелились на концевые суда. Не обращая внимания на ураганный огонь, который велся по его Не-1 ПН-6 W. Nr.7098 «1Н+GH» со всех сторон, он пролетел сквозь три колонны транспортов ниже уровня их мостиков. При этом сразу с двух судов - американского «Биллингема» и панамского «Эль Капитана» - расчеты четырех 12-мм зенитных пулеметов вели по нему огонь практически в упор. «Хейнкель» загорелся, но все равно шел на цель — британский пароход «Наварино» тоннажем 4841 брт в одной из средних колонн. В горящей кабине Хеннеманн нажал на кнопку сброса, и две торпеды устремились вперед. Вскоре прогремел мощный взрыв, транспорт потерял управление и по дуге выкатился из своей колонны. «Наварино» получил тяжелые повреждения, и уцелевшие члены команды оставили его. Тем временем горящий торпедоносец, пролетев еще немного вперед, рухнул в воду возле американского транспорта «Вашингтон», шедшего головным во второй колонне. С последнего видели, что один из летчиков пытался выбраться из тонущего самолета, но не успел. Хеннеманн и члены его экипажа — штурман унтер-офицер Герберт Габриэль (Herbert Gabriel), бортрадист унтер-офицер Йохан Цопес (Johann Zopes) и бортстрелок обер-ефрейтор Артур Шольц (Arthur Scholz) — погибли, утонув вместе с «Хейн-келем». Затем 23 сентября того же 42-го года Хеннеманна посмертно наградили RK. http://www.istmira.com/istvtmir/asy-lyuftvaffe-kto-est-kto-vyderzhka-moshh-vnimani/page/216/
Hahn Joachim Obstlt. KGr.606 Родился 17.03.1903 г. в г. Хиршберг (ныне г. Еленя-Гура, Польша). О боевом пути Йоахима Хана известно немного. 29.07.1940 г. он в звании майора был назначен командиром KGr.606. Через несколько дней группа перебазировалась во Францию, на аэродром Ланьон, в 30 км западнее г. Пемполь, на побережье Бретани, и ее пилоты, ранее летавшие на Do-17Z, начали осваивать Ju-88A. Затем они совершали полеты над Атлантикой, атакуя союзные конвои. 21 октября того же 40-го года Хана наградили RK. В декабре 1941 г. KGr.606 прибыла на Сицилию. Действуя оттуда, она атаковала британские корабли и конвои в Средиземном море и совершала налеты на остров Мальта. Оберст-лейтенант Хан погиб 03.06.1942 г. Его Ju-88A в ходе очередного боевого вылета был сбит и упал в Средиземное море.
Дополнение по Вернеру Франкену. Вернер Франкен KG26 Родился 02.05.1916 г. Летом 1940 г. Вернер Франкен получил звание лейтенанта. В составе I./KG26 он участвовал в атаках британских кораблей и конвоев сначала в Северном и Норвежском морях, а потом — и в Заполярье. Весной 1942 г. экипажи группы прошли специальную подготовку в торпедной авиашколе в Гроссето, в Италии. Вернувшись в Норвегию, они атаковали союзные конвои уже с применением авиационных торпед. В начале ноября I./KG26 перебросили в Италию, а затем в январе 1943 г. — на Сардинию. Действуя с аэродрома Децимоманну, в нескольких километрах северо-западнее Кальяри, обер-лейте-нант Франкен выполнял атаки конвоев союзников у побережья Северной Африки. 23 января он был награжден DK-G. Затем 24 февраля в ходе очередного боевого вылета его Не-111Н был сбит, и Франкен погиб. Месяц спустя — 24 марта — его посмертно наградили RK. Всего он потопил корабли общим тоннажем 46 тысяч брт, а также тяжело повредил транспорты общим тоннажем 55 тысяч брт.
Дополнение по Карлу Барту. Родился 29.12.1914 г. в г. Ленгенфельд, в 18 км юго-западнее Цвиккау. Начало Второй мировой войны лейтенант Карл Барт встретил в составе 3./Kii. Fl. Gr.506. Летая в качестве командира экипажа гидросамолета Не-115, он в начале сентября 1939 г. участвовал в атаках польских кораблей в Гданьском заливе, в районе Гдыни, а потом действовал против британских кораблей в Северном и Норвежском морях. К концу октября 1940 г. он потопил суда общим тоннажем более 30 000 брт, в том числе ночью 20 октября у восточного побережья Шотландии торпедировал пароход тоннажем 6500 брт. Получив попадание в среднюю часть, судно уже через несколько минут скрылось под водой. За достигнутые успехи 14 декабря того же 40-го года обер-лейтенант Барт был награжден RK. Весной 1941 г. его эскадрилью перевооружили JU-88A, и теперь, помимо атак кораблей, она выполняла налеты на цели на территории Англии. В сентябре — октябре ее пилоты проводили минирование Финского залива и атаковали советские корабли. 19 октября эскадрилья получила обозначение 3./KGr.506. В дальнейшем Барт снова действовал против судов и конвоев союзников в Атлантике, и 16.02.1942 г. ему вручили ЕР. 8 июля его эскадрилью переименовали в 9./KG26. Потом осенью он возглавил 6./KG26, которая была оснащена торпедоносцами Не-111 -4/6 Тогр и базировалась в Италии. Вечером 9 ноября он участвовал в атаке большого союзного конвоя в районе порта Боне, Алжир. Его «Хейнкель» был сбит британскими истребителями и затем упал где-то в Средиземном море. Дальнейшая судьба Барта осталась неизвестной, и с тех пор он числится пропавшим без вести. http://www.istmira.com/istvtmir/asy-lyuftvaffe-kto-est-kto-vyderzhka-moshh-vnimani/page/183/