48-я гвардейская стрелковая дивизия Красной Армии в боях южнее Харькова в марте 1943 г.

Тема у розділі 'Бойові операції', створена користувачем Андрей Парамонов, 3 жов 2015.

  1. В конце февраля 1943 г. оперативная обстановка южнее Харькова для Воронежского и Юго-Западного фронтов складывалась неудачно. Юго-Западный фронт отступая за р. Северский Донец позволил 2-му танковому корпусу СС и 48-му танковому корпусу вермахта начать наступление на Харьков с юга. Командующий фронтом генерал-полковник Ватутин видел спасение своей 6-й армии в контрударе силами 3-й танковой армии Воронежского фронта. В результате его предложений Ставке Верховного Главного командования была сформирована группа под командованием командира 12-го танкового корпуса генерал-майора Зиньковича, в задачу которой входил контрудар в направлении на пос. Орель, а далее объединив разрозненные части 1-й ударной армии группа должна быдла развернуться и нанести удар на восток в направлении сел Мечебилово, Грушеваха, Княгинин Лиман. Однако контрудар не состоялся и все части входившие в группу Зиньковича оказались в окружении и выйти удалось немногим. А между тем в эту группу вошли остатки 12-го и 15-го танкового корпусов, 9 артиллерийских полков различного назначения, в том числе и РГК, 111-я, 184-я и 219-я стрелковые дивизии. Неудачными были и действия группы генерал-майора Соколова, который командовал 6-м гвардейским кавалерийским корпусом и должен был совершить рейд по тылам противника.

    В то же время ещё три стрелковые дивизии 3-й танковой армии вынуждены были приостановить наступление на Полтаву и перейти основными силами к обороне. Тенденция к переходу к обороне стала тем более очевидной, когда стало понятно, что группа Зиньковича попала в окружение, группа Соколова была по сути лишена возможности вести активные боевые действия. 1 марта 1943 г. 160-я стрелковая дивизия получила приказ закрепиться на линии Сидоренково – Крутая Балка – Ландышево (Валковский район Харьковской области) действуя против контратакующей хоть и «потрепанной», но элитной дивизии вермахта «Великая Германия». Далее на линии Камышеватое – высота 178.2 – восточная Староверовка (Красноградский и Нововодолажский районы) занимала оборону 48-я гвардейская стрелковая дивизия. А 350-я стрелковая дивизия занимала оборону по линии Медведовка – Парасковея – Мелиховка (Нововодолажский район). Крупное село Охочее оборонял 6-й гвардейский кавалерийский корпус и остатки соединений входивших в его группу. Самый восточный пункт обороны село Тарановку обороняли 78-й гвардейский стрелковый полк 25-й гвардейской стрелковой дивизии и 179-я отдельная танковая бригада.

    Немецкий контрудар в направлении Харькова начался неожиданно и очень мощными подвижными танковыми группами. Основу его составлял 2-й танковый корпус СС, три его танково-гренадерские дивизии СС шли параллельно друг другу с задачей глубоко охватить Харьков с запада и севера. И тут им навстречу должна была выдвинуться группа Зиньковича. Эсэсовцы перемолотили основу этой группы, позволив выйти лишь незначительному числу танков и пехоты и двинулись дальше не обращая внимания на сопротивление. Задержалась лишь дивизия СС «Мертвая голова», которая добивала попавшие в кольцо соединения группы Зиньковича[1].

    На правом фланге наступал 48-й танковый корпус вермахта, входивший в 4-ю танковую армию Гота. Его задача была выйти к р. Мжа. Форсировать её и через Соколово двигаться на Пролетарское, Змиёв, Чугуев – окружая Харьков с юга и востока. Но столкнувшись в Тарановке на крепкую оборону, поддерживаемую артиллерией и авиацией Красной Армии, корпус не смог выполнить поставленную задачу вовремя. Совместно с дивизией СС «Дас Райх» он опрокинул из Охочего 6-й гвардейский кавкорпус уже 3 марта, пытаясь обойти Тарановку западнее.

    Уже к исходу 2 марта 350-я стрелковая дивизия оставила свои позиции столкнувшись лишь с передовыми частями дивизии СС «Лейбшатндарт», отступление было таким быстрым, что в с. Медведовка забыли о полевом военкомате, где более 50 призывников были расстреляны по приказу командира батальона Курта Мейера. Не успел покинуть позиции и один из дивизионов 87-го гвардейского минометного полка, экипажи «катюш» и автомобили снабжения погибли под гусеницами танков по дороге из Мелиховки в Рябухино. 350-я стрелковая получила приказ удерживать с. Рябухино, но и отсюда она побежала, теперь уже за р. Мжа.

    160-я стрелковая дивизия также не выдержала нажима со стороны дивизии «Великая Германия» и начала отступление с 12.00 3 марта и каждый день продолжала пятиться на северо-восток. Вскоре её отступление превратилось в повальное бегство, в результате чего передовые части 2-го танкового корпуса СС вышли к городу Валки лишь с небольшим опозданием от своего графика.

    И только 48-я гвардейская стрелковая дивизия под командованием генерал-майора Николая Матвеевича Маковчука встретила 3 марта 1943 г. противника на своих подготовленных рубежах и не отступив ни на шаг, сдерживала эсэсовцев. Ситуацию осложняло то, что соседи слева и справа бросили ее без прикрытия с флангов, артиллерии и боеприпасов не хватало, а наступали на дивизию в общей сложности до 130 танков и мотопехота. Дивизия погибла почти полностью, за исключением тыловых частей и незначительного числа солдат и офицеров боевых подразделений. О них и будет мой рассказ.

    Надо сказать, что об этом бое дивизии написал впервые известный по публикациям о подвиге гвардейцев-широнинцев и 1-го отдельного Чехословацкого батальона полковник Н. Гладков[2]. Но эта публикация настолько противоречива, что я бы не советовал воспринимать её серьезно. Видно, что автор знаком с документами Центрального архива Министерства обороны РФ, но ошибки в написании фамилии, выдуманные имена и отчества офицеров, несуществующие награждения офицеров, завышенные потери противника – всё это говорит о том, что автор многое сделал для того, чтобы украсить подвиги солдат и офицеров Красной Армии. А подвиг этой дивизии состоял в том, что они не отошли с рубежей обороны, как это сделали их соседи – сражаясь, по сути, в оперативном окружении с боекомплектом к тяжелым боеприпасом менее половины суточного количества.

    Участок обороны 48-й гвардейской стрелковой дивизии составлял почти 20 км от с. Камышеватое до станции Власовка. Нехватка личного состава позволяла разместить стрелковые полки только в одну линию. 138-й гвардейский стрелковый полк под командованием майора Павла Сергеевича Горелова занимал правый фланг обороны: с. Камышеватое – северные скаты отметки 158.3 – северные скаты отметки 154.8 – курганы 0.9 и 1.5. В центре обороны дивизии от с. Камышеватое до хут. Мокрянка по северным скатам отметок 180.6 и 178.2 располагался 143-й гвардейский стрелковый полк под командованием подполковника Фёдора Павловича Ершова. Левый фланг обороны от хутора Мокрянка до станции Власовка по северным скатам отметок 178.2 и 182.4 и южной окраине хут. Попивка занимал оборону 146-й гвардейский стрелковый полк под командованием майора Ивана Ануфриевича Сабко. За хутором Мокрянка расположился гаубичный дивизион 98-го гвардейского артиллерийского полка, оснащенный гаубицами калибром 122-мм. На левом же фланге за ст. Власовка в с. Станичное занял оборону противотанковый резерв – 53-й гвардейский отдельный истребительно-противотанковый артиллерийский дивизион под командованием гвардии старшего лейтенанта Смирнова, оснащенный десятью противотанковыми орудиями 45-мм и саперная рота. Прикрывали село Станичное курсанты гвардейского учебного батальона. Штаб дивизии располагался в центре обороны в хут. Винники[3].

    DSC03666.JPG
    Схема размещения оборонительных рубежей 48-й гвардейской стрелковой дивизии.

    1 и 2 марта дивизия занималась созданием оборонительных рубежей. На правом фланге на стыке со 160-й стрелковой дивизией были установлены противотанковые мины. В Камышеватом, Мокрянке и станции Власовка были созданы противотанковые опорные пункты с 14 – 10 и 14 орудий ПТО соответственно, их поддерживали минометные батареи и взводы противотанковых ружей. Все каменные здания в Камышеватом и Власовке были использованы для создания долговременных огневых точек. Единственная зенитно-артиллерийская батарея оснащенная 37-мм пушками была размещена у хут. Липовка, прикрывая и гаубичный дивизион и штаб дивизии. В Камышеватом и Власовке для противодействия авиации использовались крупнокалиберные пулеметы ДШК.

    Продолжение статьи здесь: http://www.historians.in.ua/index.p...-v-boyakh-yuzhnee-khar-kova-v-marte-1943-goda

    [1] Детально эти события описаны в книге В. Вохмянин, А. Парамонов Широнинцы: подвиг без цензуры. – Х. «ХЧМГУ». – 2014. – С. 33–49.

    [2] Военно-исторический журнал. – № 5, 1983 г. – С. 35–39.

    [3] ЦАМО РФ. – Ф. 316, оп. 4487, ед. хр. 101. – Л. 144.