В Дьяковский сельский совет поступило более десяти обращений от местных жителей с просьбой установить места неучтенных захоронений на их земельных участках, провести извлечение останков для дальнейшего перезахоронения у памятника погибшим воинам. По просьбе громады работы провели поисковики ВПО «Каскад».
С 6 по 15 сентября на территории села были исследованы более двадцати предполагаемых участков. На улице Заречной во дворе Б.Я.Сухоплещенко были обнаружены останки двух красноармейцев. Со слов местных жителей, они прикрывали отход товарищей и погибли в неравном бою. При них были обнаружены остатки снаряжения, противогаз, множество винтовочных патронов и пять ручных гранат. Главная же находка – два солдатских медальона.
На улице Логвина во дворе В.М. Забоцы была обнаружена одиночная могила. Варвара Матвеевна рассказала, что через их огород отходили два солдата и молодая красивая санитарка. Она погибла от пули снайпера на глазах у ее отца. Он и помог солдатам ее похоронить.
Еще ряд захоронений были обнаружены на земельном участке С.В.Демидюка по улице Степной. В высохшей от летней жары земле при помощи металлоискателя были обнаружены винтовочные патроны и саперная лопатка. Они и указали на край братской могилы, в которой почти на двухметровой глубине покоились останки шестнадцати красноармейцев. При них были обнаружены остатки снаряжения и обуви, форменные пуговицы, ложка, перочинный нож, несколько монет, две звездочки с головных уборов, знаки различия младшего сержанта и два солдатских медальона.
Попутно были определены размеры еще двух братских захоронений. При тщательном исследовании в одном из них были обнаружены останки двадцати четырех воинов. Расположены они были беспорядочно. В верхнем ряду в центре была похоронена женщина младший лейтенант. На это указывали останки, кубики с петлиц и совсем маленький размер сапог. Два воина погибли от осколочных ранений в голову и были похоронены в касках. Главной же находкой были шесть солдатских медальонов.
Еще два братских захоронения находились на глубине до семидесяти сантиметров. Из них были извлечены останки девятнадцати солдат и офицеров. Погоны старшего лейтенанта и старшего сержанта, два знака «Гвардия» и нагрудный знак «Отличный танкист» указывают на то, что принадлежали они воинам, погибшим в 1943 году.
Всяческую помощь «каскадовцам» оказывали местные жители, сельский голова Александр Бондаренко помогал в сборе информации, предприятия Владимира Рябова обеспечили жильем, дровами, водой и продуктами питания. На месте раскопок с поисковиками пообщался председатель антрацитовской районной государственной администрации Александр Тимошенко. Он поблагодарил за работу по увековечению памяти о погибших защитниках Отечества и пообещал всяческую поддержку. Но главным событием стал импровизированный урок памяти. Учащиеся девятых классов местной школы посмотрели, как работают поисковики и услышали рассказ о героических событиях, произошедших в годы войны на землях их родного села.
В Вахте Памяти приняли участие представители антрацитовского ПО «Ветеран-поиск» и лутугинского ИПК «Дозор».
После тщательного исследования обнаруженных предметов снаряжения, знаков различия и солдатских медальонов были установлены имена девятнадцати солдат и офицеров. Сорок три красноармейца погибли 7-8 ноября 1941 года и служили они в 136 стрелковой дивизии, которая не дала фашистам выйти на прямой путь к Ростову. Еще двадцать пять воинов погибли и умерли от ран в феврале 1943 года в период боев за село Дьяково. Среди установленных – два киргиза, три узбека, двенадцать русских и два украинца, один из которых уроженец Ворошиловградской области. К поискам родственников подключились поисковики бывшего союза.
Азарков Иван Николаевич – племянник погибшего сапера рядового Петра Горбового. Полковник медицинской службы, профессор, проживает в городе Хмельницком. По телефону рассказал, как после войны его родные разыскивали дядю и еще трех его братьев. Пришло сообщение, что Петр Горбовой пропал без вести, а он погиб у села Дьяково. Валентина Охрименко внучатая племянница командира отделения 216 отдельного саперного батальона младшего сержанта Ивана Старчеуса. Родился он в 1921 году в села Новокиевка Новосветловского, ныне Краснодонского района – погиб 7 ноября 1941 года. Валентина Владимировна присутствовала на торжественном перезахоронении. Поисковики «Каскада» передали ей солдатский медальон, вкладыш, по которому было установлено имя и фотографию еще молодого деда, сделанную во время войны и предоставленную Таисией Блюм, директором музея А.Я.Пархоменко. На фото Иван Петрович Старчеус (справа) с родным братом
Перезахоронение состоялось 4 октября у памятника погибшим воинам в селе Дьяково. Траурный митинг открыл Дьяковский сельский голова Александр Бондаренко. Он сообщил присутствующим о том, как после весеннего этапа Вахты Памяти в совет обращались местные жители с просьбой выявить на их подворьях неучтенные воинские захоронения и перенести их к памятнику погибшим воинам.
По не полным данным поисковиков – погибшими, пропавшими без вести и умершими от ран в селе числятся 1618 красноармейцев. А это почти на тысячу фамилий больше, чем предоставил ранее военкомат.
В торжественном перезахоронении останков погибших защитников Отечества приняли участие жители села, представители местного самоуправления, районной администрации, ветераны войны и труда, дети и молодежь, поисковики Луганского ВПО «Каскад», Антрацитовского ПО «Ветеран-Поиск», Лутугинского ВППК «Дозор», Стахановского ВИК «Донбасс» и представители СМИ.
Панихиду по погибшим отслужили священнослужители Ровеньковской епархии , а воинский салют произвели воины-пограничники Дьяковского отдела Луганского погранотряда.
Хочу выразить благодарность за оказанную помощь в проведении Вахты Памяти Владимиру Рябову. Мы были обеспечены жильем, водой, дровами и продуктами. Дьяковский голова представил нас всем местным жителям, которые просили найти неучтенные захоронения в их дворах и огородах. Спасибо местным жителям за обращения и за то, что разрешили копать в их огородах и садах. Спасибо Рукину Юрию Семеновичу, Дударенку Александру Леонидовичу, Кругловой Наталье Юрьевне, Блюм Таисии Васильевне, Елене, Ларисе Алексеевне и другим опытным и небезразличным к судьбам погибших и пропавших без вести воинам, за помощь в прочтении вкладышей и поиск родных и близких. Только так и только сообща мы приблизим Великую Победу для тех, кто до нее не дошел.
отчет лаконичный, но мощный. А можно ли получить данные по всем установленным солдатам, в базу "Имена из солдатских медальонов" зальем.
Извините пожалуйста.Может я не прав. Но не ужели не нашлось каждому солдату по гробу.Они не заслужили? Обязательно было в Братскую могилу их хоронить. Как то кощунственно смотрится. Поправьте если не прав. С ув.
Думаю, парни с удовольствием примут от Вас добровольное вспомоществование на изготовление индивидуальных гробов малого размера. Вы ведь готовы исправить то, что Вам кажется неправильным?
Вечная память... В свободном доступе есть эти списки? По ОБД только паспорт... Прошу проверить о наличии в списках этих бойцов: http://www.obd-memorial.ru/Image2/f...68530552&id1=7aba3c14e1ed7d9b4a735f293be43832 http://www.obd-memorial.ru/Image2/f...68530554&id1=980fcc118d6a1b7854bc017f9c844550
Сотников Иван Федорович есть в базе краеведческого музея, правда без полного имени и отчества, года рождения и остальных данных. Его фамилия выбита на плите после реконструкции памятника. А вот Щербаков (Щербак) у них не проходит. Спасибо за ссылку. Отнесу в редакцию Книги памяти для внесения в нее Щербака. В следующем году у нас выходит дополнительный том. Бойцы 15 Гв. СД и числятся без вести пропавшими. Что касается Исаева, то есть по Дьяково несколько однофамильцев, но место рождения и родственники не совпадают.