Киев, Михайловская площадь. Подбитый рос. «Панцирь-С1». В левом автомате 2А38 как минимум два целых патрона с боевыми осколочными снарядами: на подаче в правый ствол – патрон 30-мм ОФЗ; невыброшенный из левого ствола – патрон 30-мм ОТ. В таком положении – возможно наличие еще одного целого патрона в патроннике. Патроны ржавые, но взрыватели, снаряды и гильзы не разрушенные. Надеюсь, те, кто устанавливал эту технику, знают об этом. Считаю, что такая ситуация недопустима: даже если люди вокруг практически не рискуют (снаряды сами по себе не взорвутся и никто их оттуда не извлечет) – многократные погрузки-выгрузки (этот Панцирь возили и на Михайловскую, и на Крещатик, и обратно на Михайловскую) и открытый доступ такелажников, рабочих к технике с неразряженными пушками увеличивает вероятность несчастного случая, умножает цепочку случайностей. Сейчас оставили 30-мм ОФЗ – в другой раз гранату в укладке башни не заметят и т.д. и т.п. Думаю, что уважаемые форумчане со мной согласятся.
Добавлю по пушке - это двуствольный автомат, созданный по схеме Гаста: два затвора работают в противофазе, питание из одной ленты. Схема питания хитрая: лента заводится в приемник так, что первый патрон становится между стволами, а второй патрон готов к подаче в первый ствол; когда первый ствол заряжен - первый патрон продвигается на линию досылания второго ствола. То есть по ходу ленты сначала извлекается второй патрон, потом первый (далее - четвертый, потом третий и т.д.). Аналогично 23-мм ГШ-23.
Добавлю еще, главная неприятность заключается в том, что правый ствол заперт, затвор в крайнем переднем положении. Это значит, что там может быть боевой патрон. Капсюля в этой системе ударные (БК общий с 2А42 и др.). Ударник на боевом взводе удерживается шепталом электроспуска. В каком все это состоянии после подрыва и пожара - неизвестно. Может все намертво заклинено, а может достаточно небольшого сдвига чтобы ударник сорвался и произошел выстрел. Последствия выстрела осколочным снарядом из гнутого ствола с искривленным надульником, думаю, здесь объяснять не надо.
Сообщил сегодня. Та еще морока... Сначала пришлось убеждать сотрудников полиции, что это не моя фантазия - с земли видно только фрагмент ленты в приемнике, чтобы увидеть патроны, нужно залезть на корпус. Потом почти два часа ждали взрывотехников - полицейские попросили, чтобы я их дождался с ними и сам объяснил. Взрывотехники - толковые, но сразу сказали, что пушки не их тема, они работают непосредственно с ВОПами. Показал им, объяснил - они подтвердили полицейским, что два осколочных в приемнике и предположительно один патрон в стволе. Стали спрашивать у меня, может ли выстрелить пушка. Я ответил, что капсюль ударный, ударник на электроспуске - в каком состоянии заряженная пушка после повреждений - сказать нельзя: может заклинено все намертво, а может ударник от легкой тряски сработать. Взрывотехник правильно сказал: "мы такое можем обезвредить накладным зарядом, у нас свой алгоритм". В общем, из-за первоначального преступного головотяпства тех, кто не осмотрел автоматы на месте уничтожения и принял решение везти установку на выставку - теперь тупиковая ситуация: потенциально опасная заряженная пушка посреди города.
Я не специалист именно по этой пушке 2А38, но точно знаю по конструкции ГШ-23 – обе пушки одной разработки – что при разрядке пушки затвор из крайенего положения можно выводить категорически только после блокировки ударника специальным инструментом. У пушки два затвора и ОДИН общий ударник – качается на оси в поперечной плоскости влево-вправо и попеременно наносит удары по лодыжкам левого и правого затворов, лодыжки передают удар на бойки. Аналогично автомату АК, в пушке два шептала: как при автоматической стрельбе из АК затворная рама при движении воздействует на рычаг автошептала, в пушке движение затвора приводит к срабатыванию автошептала. Поэтому при движении затвора из крайнего положения без принудительной блокировки ударника произойдет выстрел. Положение частей левого автомата на Михайловской – аналогично описанному в тексте из ТО и ИЭ по ГШ-23: один патрон снижен на линию досылания перед открытым патронником, второй патрон в приемнике в ленте (второй затвор закрыт). Поэтому и вызвал 102, т.к. считаю ситуацию опасной. Там нужен оружейный техник по Тунгуске (автоматы на Тунгуске и Панцире идентичны), любые манипуляции без специнструмента и четкого понимания - опасны.
Зенитную установку, о которой шла речь, с Михайловской площади убрали (на фото - свободное место справа). Оставшуюся технику огородили лентой. Благодарю сотрудников полиции, взрывотехников и всех причастных за адекватную оценку ситуации и оперативное реагирование.