Уникальная выставка трофейной немецкой техники, положившая начало минскому музею ВОВ, кстати самому первому в СССР. Была открыта 7 ноября 1947 г. (она на фото внизу справа - сейчас это двор домов по улице Я. Купала ниже Дома Офицеров, перед цирком). Снимок сделан спиной к тылу Дома Офицеров. Выставка состояла из следующих отделов: танкового, авиационного, инженерного, артиллерийского, санитарного, интендантского, химического, оптики и связи. Экспонаты были расположены как под открытым небом, так и в специальных павильонах (они хорошо видны на фото), экскурсоводами работали боевые офицеры-ветераны. Здесь же стоял памятник Ссталину и танк, который затем поставили перед Домом Офицеров. К сожалению, в нач. 50-х гг. выставку закрыли, а большую часть экспонатов отправили не переплавку.
Как мне рассказывал моя дядя, танк, который стоит перед домом офицеров, достаточно долго горелым и разбитым лежал перед Оперным театром, он сам по нему в 1946 г. с пацанами лазил. Только в 1952 г. его поставили на постамент. Поскольку Фроликов благополоучно вернулся из Минска, этот танк автоматически не мог быть его. С другой стороны, возможно, что перед Домом Офицеров поставили танк, который стоял на трофейной выставке. На старых фото видно, что уже в 48 -м году перед театром никакого танка нет. Скорее всего, именно его перетянули на выставку. Так что одно не исключает другого. По официальной же версии танк Фроликова разыскали где-то после войны и только в 1952 г. привезли в Минск. Кстати, первым в Минск ворвался вовсе не Фроликовю Дело было так: "Высланная вперед от 79-го мотоциклетного батальона разведка на подходе к городу была встречена ружейно-пулеметным огнем и вступила с противником в бой. Одна разведгруппа (старший лейтенант Алексашин, водитель Тущкаион, радист Виноградов и пулеметчик Белянин) на трофейном «оппель-капитане» проскочила к город. Из центра Минска старший лейтенант Алексашин доложил, что в городе большая неразбериха, по улицам мечутся бронетранспортеры и самоходные орудия, на запад и на восток перемещаются части. Это были важные сведения - враг паниковал. Мотаясь но городу всю ночь, с рассветом Алексашин выбрал удобное место во дворе кирпичного завода и оттуда сообщал о перемещениях противника." http://battles.h1.ru/minsk2.shtml
Как появиться время, я попытаюсь выяснить, откуда реально взялся танк. Я сам только перед новым годом узнал про наш танк на трофейной выставке. Жалко, дед давно умер, он эти дела курировал, и была бы информация из первых рук
Очень интересная инфа! Андрей, пожалуйста, продолжайте в том же духе! Вопрос-есть ли что про дот, который до сих пор стоит у проспекта(Парковая магистраль-он же Машерова, он же Победителей).Я в детстве жил от него 200м и болтали якобы там подз. ход до Свислочи.
Читай про него здесь http://www.fortification.ru/forum/index.php?action=vthread&forum=3&topic=1560&page=0#msg33956
Жаль, что по ссылка очень малоинфрмативна. Сооружение это немецкое - 100 %, но никто не знает, что и почему. Как не старался, выяснить не смог. Помню, одно время была идея устроит там клуб, затем магазин, но ничего не получилось - малопригоден. Разговоры про взрыв тоже помню, взорвать не смогли, что и не удивительно.
А какие еще подробности нужны? Двухуровневая охранная огневая точка. Немецкие ДОТы и ДЗОТы стояли на всех выездах из города
Вообше есть немецкая карта с обозначениями укреплений в Минске на 43-й год, но лично у меня ее нет. В Нацархиве есть километровка РККА Минска с нанесенными подпольщиками в марте 44-го немецкими укреплениями, я с нее пометки делал.
Я нашел в своем архиве интервью Лосика, в 1944-м командира 4-й гвард. танковой бригады, где служил Фроликов. Он пишет, что во взводе Фроликова было 3 танка, 2 из них были потеряны в Минске, а танк самого Фроликова, имевший номер 145, поврежден не был и он воевал на нем дальше, пока не погиб в Литве. На танке на постаменте нанесен как раз номер 145, но очевидно, что это просто какой-то Т-34-85 "под Фроликова"
Навел справки. У Дома офицеров стоит танк, который до этого стоял на выставке трофеев, к Фроликову этот танк не имеет никакого отношения. Короче, все как обычно В Минске ни один памятник, посвященный ВОВ, не стоит на своем месте. Большая часть памятников подпольщикам, особено на местах их казней, поставлена просто от балды
andrei f ,тот, что рядом с В Кубе, бригадефюрер СС и генерал -маиор полиции Карл Ценнер .С 14 .8 .1941 руководитель СС и полиции Белоруссии(штаб-квартира Минск) .Должность занимал до 22. 5 .1942 А на фотке ,где Ты думал что А Розенберг, тот же В Кубе.
Обратите внимание, рядом с впоследствии снесенной СШ № 42 (за штабом ВВС, теперь 2 корпус МО РБ) на перекрестке находится немецкий ДОТ! В этой школе учился мой дядя, и они часто играли в этом ДОТе. Еще одна интересная подробность про немецкую маскировку. Все крупные здания в Минске были покрашены немцами в черные камуфляжные пятна - Академия наук, Дом ОФицеров, Оперный театр и ДОм правительства, чтоыб затрудних их попзнование с воздуха. Нашел фотку Дома офицеров, где этипятна видны - раньше я считал их следами гари от пожара. Как только отсканирую - выложу.
Кстати, цветная копия этой карты была издана в качестве приложения к книге "Тростенец", выпущенной Национальным архивом.
Рассказал родной дядя. Более того, эта раскраска там их впечатлила, что они кидали чернильницы в только что построенный кинотеатр "Победа", чтобы добиться такого же эффекта За ними по развалинам потом полдня милиция гонялась, еле убежали.
Во время войны дядю вывезли на самолете на "большую землю", после того, как бабушка пошла в партизаны. А все его школьное детство прошло в послевоенном разрушеном Минске. Довоенный Минск он помнит плохо, потому что был маленьким.
В том то и дело, что были стены покрашены. А камуфлируют на самом деле все, вон весь центр Москвы вообще маскировочной сеткой затянули, так пару лет и стояла. Питер тоже маскировали дай дорогу. Наверное, на сетку в Минске решили не тратиться и просто покрасили все крупные объекты. Сейчас просто нет времени со сканером возиться, в ближайшее время выложу фотку Дома офицеров, где эти пятна более-менее видны
Кстати, по поводу выставки трофейной техники писали во всех минских и республиканских газетах, у кого есть время и желание, гляньте в Ленинке, сорри Националке, или Академичке ту же Сб или Звязду за ноябрь 1947 года, там должны быть статьи и фоторепортажи.