Эту тему наверное надо было открыть в Вооружение. Мне лично нравится это фото. Переглянути вкладення 21336
На стадии планирования перед началом Второй Мировой Войн, рассматривалось несколько методов создания фортификационных сооружений. Одной из необходимых машин, по мнению командования Вермахта, был мостоукладчик. Первые проекты такой машины базировались на шасси Panzer I и Panzer II. Но небольшие размеры этих машин резко ограничивали их использование. После достижения успеха в экспериментах по созданию прототипа из мягкой стали, был сделан вывод, что мостоукладчик следует создавать на базе Panzer IV. Позже в мостоукладчики Bruckenleger было переделано 4 Panzer IV Ausf С и 16 Ausf D. С марта 1940 года мостоукладчики начали поступать на вооружение специальных сапёрных взводов мостовиков в составе танковых дивизий. В ходе наступательных кампаний 1940 года Bruckenleger имелись в 1-ой, 2-ой, 3-ей, 5-ой и 10-ой танковых дивизиях. На заводах был размещён заказ на производство ещё 48-ми машин этого типа, но последующие кампании в Европе показали отсутствие необходимости в таких машинах и заказ был аннулирован. К 1 мая 1941 года все имевшиеся мостоукладчики Bruckenleger были вновь переоборудованы в обычные танки. Масса 28 т Экипаж 2 человека Длина 11000 мм Ширина 3000 мм Высота 3540/3280 мм Вооружение 7,92-мм пулемет MG-34 Двигатель Maybach HL 120TRM Скорость по шоссе до 40 км/ч Бронирование до 30 мм
Bruckenleger IV(конструкции Krupp) конструкции Krupp(на экспериментальном шасси) Bruckenleger IV (конструкции Magirus) конструкции Magirus(на экспериментальном шасси) С февраля по май 1940 года 20 танков серии C и D были переделаны в Bruckenleger IV - укладчики понтонных мостов. 16 машин были оборудованы фирмой Magirus, а 4 - фирмой Krupp. Они участвовали в боевых действиях во Франции в 1940 году в составе 1-й, 2-й, 3-й, 5-й и 10-й танковых дивизий. В конце 1940 года большинство из них было переделано обратно в танки.
Brueckenleger.I Ausf.A Небольшое количество Pz.Kpfw.I Ausf.A было использовано для создания самоходных мостоукладчиков для преодоления вертикальных препятствий и противотанковых рвов. На корпус танка наваривались стойки и пролет моста, наклоненный к кормовой части танка. Башня не снималась. Два танка образовывали мост длиной 11 метров. Мост был постоянно закреплен на корпусе танка, поэтому мостоукладчик заезжал в ров и его корпус превращался в своеобразную опору. Из-за недостаточной прочности и слишком высокого давления на грунт работы над этой машиной были прекращены. Brückenleger.II Ausf. b1 В одном — двух экземплярах был изготовлен мостоукладчик . Infanterie Sturmsteg В январе 1941 гола был изготовлен пехотный разборный мост (длиной 56м.), части которого были установлены на Pz.IV Ausf.C (Infanterie Sturmsteg auf PzKpfw IV). Было изготовлено только четыре таких моста. Все они приняли участие в ходе боевых действий во Франции в 1940 году и в СССР - в 1941 в составе 3-ей танковой дивизии. Части моста, установленные на Pz.IV предоставляли им также дополнительную защиту от нападения с воздуха
В 1934 г. в мастерских НИИТ полигона РККА и инженерного склада в Жулянах (КВО) по проекту Александрова был изготовлен деревянный мост для танка БТ-5 (ДМБТ), который предназначался для преодоления линейными танками БТ-2 и БТ-5 рвов шириной до 6 м и эскарпов высотой до 2,5 м. В том же году танк БТ-5 со сбрасываемым деревянным мостом прошел испытания на НИБТ полигоне. Установка моста на препятствие производилась без выхода экипажа из танка с помощью подкидного деревянного бруса с двумя тросами. Брус, расположенный в передней части моста, автоматически сбрасывался, захватывался гусеницами танка, тросы натягивались, мост приподнимался и опрокидывался на препятствие. Конструкция моста была ненадежна и после пятикратного применения к дальнейшему использованию была непригодна. Дальнейшие работы были признаны нецелесообразными, поскольку установка деревянного моста на танке затрудняла маневрирование машины и ограничивало ведение огня из основного вооружения. Кроме того, использование радиостанции для ведения радиопереговоров было невозможно. Еще одна конструкция деревянного моста по проекту Александрова в январе 1935 г. была изготовлена в г.Смоленске в мастерских 5-й отдельной механизированной бригады. Мост имел двояковыпуклую форму ферм и при монтаже на танк требовал проведения ряда конструктивных изменений в корпусе машины. В марте — апреле 1935 г. деревянный мост, установленный на танке БТ-5, прошел испытания на НИИТ полигоне РККА. Мост массой 1050 кг (вместе с приспособлениями и креплением) имел длину 7 м. Установка моста на препятствия производилась аналогичным образом. Ведение огня из основного вооружения танка с установленным мостом было возможно только в ограниченном секторе — между фермами моста. Передвижение машин по наведенному мосту допускалось на первой передаче со скоростью 6 — 7 км/ч. Укладка моста на танк производилась расчетом из 15 человек за 10 минут. В ходе проведения испытаний конструкция моста была признана ненадежной, так как после пятикратного применения к дальнейшему использованию была непригодна. Дальнейшие работы также были признаны нецелесообразными. В 1937 г. на НИИТ полигоне РККА на танке БТ-7 проводились испытания 7,5-метрового деревянного моста, разработанного в 1936 г. военным инженером 2-го ранга Богалевым. Сброс моста осуществлялся за 3 — 3,5 м до препятствия также с помощью сбрасываемого бруса. В ходе испытаний была выявлена ненадежная работа механизма сбрасывания. Аналогичный мост был разработан и изготовлен для танка Т-26. Он предназначался для обеспечения преодоления линейными танками рвов шириной до 5,5 м. Дальнейшие работы по этим мостам были признаны нецелесообразными.
Рост технической оснащенности, моторизация и механизация частей РККА внесли элементы нового во все стороны военного дела и в частности, в организацию войск и способы ведения боевых действий. Маневренность и решительность боевых действий в 30-е гг. положили начало решению таких крупных проблем, как инженерное обеспечение наступательных действий войск. Большая глубина наступления требовала обеспечение маневра и продвижения механизированных частей, преодоления водных преград сходу, причем в ряде операций обеспечивалось их последовательное форсирование. В эти годы появились разработки различных вариантов механизированных мостов, созданных на базе танка. Так, в 1934 — 1935 гг. инженерным управлением РККА был разработан саперный быстроходный танк СБТ. Первый опытный образец СБТ был изготовлен в мастерских Научно-испытательного инженерной техники (НИИТ) полигона в период 1935 — 1936 гг. и первоначально представлял собой линейный танк БТ-2 с установленным сверху на стойках колейным мостом и имел обозначение СБТ обр.1935 г. Рычажный привод моста был изготовлен заводом ВИМ. В состав СБТ входили два комплекта мостового оборудования: один мост длиной 9 м без опоры и два моста длиной 9 м с опорами. В дальнейшем, в процессе испытаний, башня танка была демонтирована и вместо нее установлен железный колпак.
Деревянный мост на танке БТ (ДМБТ) конструкции Александрова был разработан в 1934 г. в мастерских НИИТ полигона РККА и мастерских инженерного склада в Жулянах (под Киевом) и предназначался для преодоления линейными танками БТ рвов шириной до 6 м и эскарпов высотой до 2,5 м. Силами войсковых мастерских было изготовлено 50 мостов и 10 комплектов креплений. Однако на вооружение мост не был принят. Крепление моста на танке потребовало проведения ряда конструктивных изменений корпуса машины. Установка моста на преодолеваемое препятствие производилась без выхода экипажа из танка с помощью деревянного сбрасываемого бруса с тросами, который крепился в передней части моста. При подходе к препятствию, брус по команде механика-водителя сбрасывался, захватывался гусеницами танка, тросы натягивались, мост приподнимался и опрокидывался на препятствие. Конструкция моста была ненадежна, и после пятикратного применения к дальнейшему использованию была непригодна. Передвижение машин по наведенному мосту допускалось только на первой передаче со скоростью не более 7 км/ч. Укладка моста, имевшего массу 750 кг, на танк производилась командой из восьми человек. В связи с установкой моста из-за стоек его крепления ухудшилось наблюдение из машины. Кроме того, мост затруднял маневренность танка, а огонь из основного вооружения мог вестись лишь в секторе 220°. Аналогичный мост был разработан и изготовлен для танка Т-26. Он предназначался для обеспечения преодоления линейными танками рвов шириной до 5,5 м. Дальнейшие работы по этим мостам были признаны нецелесообразными.
Для преодоления танками БТ-2 отдельных заболоченных участков местности или снежной целины в 1934 г. в мастерских НИИТ полигона РККА были разработаны и изготовлены специальные деревянные коврики. Опытный образец приспособления был изготовлен в единственном экземпляре. Перед препятствием механик-водитель через тросовый привод сбрасывал подкидной брус с тросовым приводом под гусеницы танка. При прохождении танка через брус трос натягивался и разматывал коврики. Скорость движения танка по укладке составляла 4 — 5 км/ч. В 1934 г. для танков БТ-2 также были разработаны дополнительные деревянные гусеницы. Они крепились с помощью скоб поверх металлической гусеничной ленты. Все эти приспособления прошли испытания, которые выявили их низкую надежность. Широкого распространения они не получили
Мостовой танк ИТ-28 Мостовой танк ИТ-28 был создан на Ленинг¬радском Кировском заводе в 1940 году- В качестве базы послужил серийный танк Т-28Э. Вместо башен и подбашенной коробки была установлена восьмигранная рубка с толщиной брони от 30 до 50 мм н наклоном листов от 8 до 25°. В лобовом листе рубки размещались два пулемета ДТ в шаровых установках г секторами обстрела: горизонтальным - и вертикальными - 32 Боекомплект пулеметов состоял из 4473 патронов. Сверху на рубке монтировался двухколейный мост длиной 13,3 м, шириной 3,35 м. Для наводки моста танк был оборудован специальным мосто¬вым приводом, включавшим в себя устройство отбора мощности от двигателя, муфту сцепления, коробку передач, гидравлический привод, проме¬жуточную передачу, привод главных рычагов, главные рычага и механизм управления. Конст¬рукцию мостового оборудования разработали специалисты НАТИ. Масса танка с мостом составила 29 т. без моста 25 т. Габариты с мостом: 13,3 х 3,5 х 3,7 и, без моста: 7,36 х 2.87 х 3,77 м (с рычагами, уложен¬ными по-походному). Силовая установка осталась прежней. Скорость движения танка с мостом по проселочной дороге достигала 14 км/ч. Ширина перекрываемого мостом препятствия - до 12,5 м.
Для преодоления танками БТ-2 двухметровых рвов и эскарпов в 1934 г. в мастерских НИБТ полигона были разработаны и изготовлены хворостяные фашины. Фашины диаметром 1,2 — 1,3 м устанавливались на башне или на надгусеничных полках танка и сбрасывались при подходе машины к препятствию во время движения на второй передаче. Крепление фашин на башне танка приводило к снижению устойчивости и значительному демаскированию машины, а их крепление на надгусеничных полках ограничивало угол обстрела из основного оружия сектором в 40° — 50° по горизонту. Широкого развития приспособление не получило.
В феврале 1936 г. заводом ВИМ был изготовлен новый образец моста с опорой новой конструкции, который получил наименование СБТ обр. 1936 г. На танке была установлена пулеметная башня от малого плавающего танка Т-38. Это решение было принято с целью размещения башни в межколейном пространстве моста по мере совершенствования его конструкции. Для последнего варианта СБТ мостовое оборудование было изготовлено на подольском заводе им. Г.К. Орджоникидзе в 1937 г. и предназначалось для пропуска легких танков массой до 15 т. Металлический мост с деревянным настилом мог использоваться для преодоления различного рода противотанковых препятствий, а также для устройства парома для танковой переправы на лодках НЛП и Н2П. Наводка однопролетного моста на горизонтальное препятствие производилась за 30–50 с, на вертикальное — за 1,5 — 2,5 мин. В транспортном положении передний конец моста выступал за корпус машины на 2 м вперед и 1 м назад.
Для преодоления искусственных и естественных препятствий в виде рвов, траншей и эскарпов на танке БТ-5 устанавливались специальные приспособления, сбрасываемые деревянные мосты и различные типы фашин. Одно из первых приспособлений, предназначавшееся для преодоления танком БТ-5 рвов шириной до четырех метров, было разработано в КБ ХПЗ в 1933 г. Оно представляло собой установку на танк, в целях увеличения его длины, дополнительных съемных «хвоста» и «носа», которые позволяли танку преодолевать ров шириной 4 м. При установке приспособления на танке БТ-5 демонтировались передние грязевые щитки и глушитель. Передняя часть приспособления («нос») крепилась к подкосам с помощью специальных стержней, а задняя часть («хвост») — к корме танка с помощью пальца с дугообразным кронштейном, закрепленном на двух форкопах. В результате проведенных испытаний ст.инженером Клепацким и начальником испытательного отдела Воробьевым было установлено, что при преодолении различных препятствий (особенно эскарпов) при скорости движения свыше 8 км/ч приспособление работало на удар, в результате которого происходило не только разрушение его конструкции, но и повреждение самого танка. Вот почему дальнейшие работы по данному типу приспособлений начальником НИБТ полигона Ватагиным были прекращены. В декабре 1933 г. танк БТ-5 с установленным приспособлением прошел испытания в БВО, а затем, зимой 1934 г., — на НИБТ полигоне. Для преодоления двухметровых рвов и эскарпов танками БТ-5 в мастерских НИБТ полигона в 1934 г. были разработаны и изготовлены хворостяные фашины. Фашины диаметром 1,2 — 1,3 м устанавливались на башне или надгусеничных полках танка и сбрасывались при подходе машины к препятствию. Крепление фашин на башне танка приводило к снижению устойчивости и значительному демаскированию машины, а их крепление на надгусеничных полках ограничивало угол обстрела из основного оружия сектором в 40° — 50°. После испытания первых конструкций фашин НИБТ, полигоном были разработаны универсальное крепление и устройство для их автоматического сбрасывания. Кроме того, с целью повышения долговечности фашин вместо хворостяных были разработаны деревянные фашины с аналогичными устройствами.