Операция "Сочувствие" (август 1941 г.), вторжение союзников в Иран

Тема у розділі 'Бойові операції', створена користувачем Бек1918, 31 січ 2009.

  1. Timofei

    Timofei Obergefreiter

    Повідомлення:
    111
    Адреса:
    Новосибирск
    ...
     

    Images:

    iran01fq9.jpg
    iran02ou8.jpg
    iran04ib6.jpg
    7.JPG
    8.JPG
  2. Цікаві лоти

    1. Предложу нечастую вещь - ускоритель зарядки магазинов пулемета ZB-30. Оригинал, состояние отличное,...
      1300 грн.
    2. Затвор в довольно таки хорошем состоянии, много родного воронения,есть клеймо 40 год. Все работает,к...
      1200 грн.
    3. МГ 42/53 схп с документом. Югославский герб на крышке удалён. В комплекте сам аппарат (ремень - в ко...
      118000 грн.
    4. Для СХП ствол ппрорізаний і зварений нарізки не тронуті
      3000 грн.
    5. Накладки на МГ-34 (под восстановление). Состояние по фото.
      300 грн.
  3. Timofei

    Timofei Obergefreiter

    Повідомлення:
    111
    Адреса:
    Новосибирск
  4. начкар

    начкар Leutnant

    Повідомлення:
    4.255
    Адреса:
    Северо-запад России
    донесение 54-й тд, похоронены в Иране..
     

    Images:

    иран1.jpeg
    иран2.jpeg
    3 користувачам це сподобалось.
  5. Бек1918

    Бек1918 Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    768
    Адреса:
    Баку, Азербайджан
    «Персидский коридор»

    В 1943 году, когда союзники почти свернули движение по северному маршруту ввиду его исключительной опасности, доля поставок по «персидскому коридору» достигла максимума – 33,5 процента. Но вначале надо напомнить, как возник этот путь.

    К лету 1941-го в Иране сложилась весьма напряженная обстановка. Гитлеровское руководство планировало превратить страну в плацдарм для нападения на СССР. 17 августа 1941 года иранскому правительству была вручена совместная англо-советская нота, содержавшая требование о высылке немецких специалистов. Ответ официального Тегерана в Лондоне и Москве признали неприемлемым и 25 августа советские и английские войска вступили на территорию Ирана. В результате удалось обеспечить создание канала для доставки вооружения и военных материалов в СССР.

    До осени 1942 года работу портов, железных и автомобильных дорог в Иране и Ираке организовывали англичане. Но с увеличением объема перевозок коммуникации на иранской территории стали тормозом всего южного маршрута. Недовольные этим американцы в октябре 1942 года взяли все трассы под свой контроль. Численность войск США в Иране к 1944-му возросла до 30 тысяч. Однако англичане по-прежнему несли ответственность за южные районы Ирана (до Тегерана), а в северной части страны фактически властвовал Советский Союз. Все это обеспечило резкое увеличение потока грузов из Персидского залива в СССР.

    Основным предприятием, занимавшимся транспортными операциями, являлось объединение Ирансовтранс, основанное в 1935 году. К 1943-му оно структурно изменилось из-за образования новых отделов, служб, периферийных контор, агентств и получило наименование Советское транспортное управление (СТУ). Его персонал насчитывал 1500 человек, в том числе 775 граждан СССР. Многие подразделения возглавляли офицеры РККА, специалисты по эксплуатации самолетов и автомобилей, железных и шоссейных дорог, хранению боеприпасов и горюче-смазочных материалов, в сфере снабжения и др. Деятельностью СТУ в Иране руководило командование тыла Красной армии. На территории СССР в перевозку грузов включились тыловые части Закавказского, Северо-Кавказского и Туркестанского военных округов, Каспийская военная флотилия, Каспийское пароходство, порты Баку, Красноводска, Махачкалы, Закавказская и Ашхабадская железные дороги, многие автомагистрали.

    Союзники наряду с реконструкцией портов возвели на берегах Персидского залива крупные сборочные авиационные и автомобильные заводы, полевые склады для комплектования и обработки грузов. Они также модернизировали необходимые им шоссейные и железные дороги, построили аэродромы.

    Стены четырех американских и двух английских авто-сборочных заводов, нескольких автосборочных станций за неполные три года покинули 191 075 автомобилей, в том числе 184 112 – для Советского Союза. Ежемесячно в СССР перегонялось не менее трех тысяч машин – автоколоннами (40–50 единиц в каждой) с вооруженной охраной. Командовали ими советские офицеры и сержанты. Шоферов не хватало и поэтому было решено нанимать водителей из местного населения, а также набирать желающих и обучать их управлению автомобилем. Безопасность трассы южнее Тегерана обеспечивали в основном индийские военнослужащие.

    Ветеран-шофер П. Демченко вспоминал: «На всю жизнь запомнились мне те 2500 километров по узким горным дорогам, через крутые перевалы с бесчисленными слепыми поворотами, через раскаленную пустыню, окутанную густой пылью, которую не в состоянии пробить никакой свет фар. И все в темпе: быстрей, быстрей – фронт не ждет, там еще тяжелее. Едва сдали в Джульфе машины и груз, сразу же в обратный путь...

    Были аварии, диверсии, бандитские налеты. Много наших могил осталось на том пути. Гибли также иранцы и арабы, помогавшие нам. Не обходилось без жертв и у западных союзников».

    Из Андимешка, Хорремшехра, Бушира и Шуайба (Ирак) автомобили шли отнюдь не порожняком. Таким образом в СССР переправили 434 000 тонн грузов на американских машинах, 36 000 – на английских, 221 000 – на иранских, 1 615 000 – на советских.

    Самолеты первое время собирали в Маргиле и Шуайбе, а после создания авиабазы в Абадане для перегона сформировали два советских авиаполка, укомплектованных опытными летчиками-фронтовиками. Часть машин направлялась разобранными и собиралась уже в СССР.

    Вслед за открытием союзниками второго фронта во Франции поставки в СССР через «персидский коридор» пошли на убыль. В августе 1944 года в Басру пришло лишь шесть транспортных судов, а в сентябре – всего один транспорт. В октябре закрылись английский сборочный автозавод в Рафадайе и авиационный сборочный центр в Шуайбе. В ноябре 1944 года последние автомашины выехали из самого большого сборочного завода в Андимешке. Два последних судна с грузами для Советского Союза прибыли в декабре 1944-го, после чего Советское транспортное управление ликвидировали.

    http://vpk-news.ru/articles/7193
     
    1 людині також подобається це.
  6. shelest

    shelest Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    1.917
    Адреса:
    Южные степи
    Во время войны пограничники выполняли и специальные задания. Так в 1943 году воины 131-го погранполка охраняли советскую делегацию на Тегеранской конференции руководителей государств антигитлеровской коалиции. Интересная деталь: По завершении переговоров был организован и проведен футбольный турнир между солдатами союзных армий. Победила команда советских пограничников и увезла с собой на родину награду иранского шаха.

    http://varavin.at.ua/publ/2-1-0-4
     
    1 людині також подобається це.
  7. shelest

    shelest Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    1.917
    Адреса:
    Южные степи
    Пограничники в Тегеране
    12 октября 1943 года в советский приграничный город Астара на азербайджано-иранской границе прибыл таинственный эшелон. В условиях строжайшей секретности в Закавказье был доставлен личный состав 131-го мотострелкового полка пограничных войск НКВД СССР, которым командовал Герой Советского Союза подполковник Н. Кайманов. Миссии, которая была возложена на данную часть, придавалось исключительное значение; достаточно сказать, что ее формирование и комплектование осуществлялись под контролем лично Лаврентия Берии. По прибытии на место у всех военнослужащих полка были отобраны документы, в том числе и партийные, деньги, часы... С личным составом постоянно проводились занятия, причем, упор делался на занятия политические, в ходе которых бойцам и командирам разъяснилась суть поставленной перед ними государственной задачи, а также инструктажи о том, как следует себя вести в ходе выполнения возложенных на них обязанностей... Через три дня полк погрузился в машины Совирантранса, пересек Государственную границу и направился вдоль Каспийского моря на юг... Задача, для выполнения которой эта часть была специально создана, состояла в обеспечении безопасности Тегеранской конференции, на которую должны были прибыть главы трех ведущих государств антигитлеровской коалиции - Уинстон Черчилль, Франклин Рузвельт, Иосиф Сталин. Таким образом, основным солидным воинским контингентом, стоявшим на страже встречи "большой тройки", стал полк советских пограничников. Выбор города для проведения конференции именно на Тегеран пал не случайно. Более того, именно на этом варианте настаивал Сталин. Он мог себе позволить диктовать условия: к концу 1943 года стало со всей очевидностью ясно, что Красная Армия теперь и сама сможет справиться с гитлеровской Германией, а потому союзнички, которые до сих пор выжидали, поняли, что пора открывать "второй фронт", ибо можно опоздать к дележу пирога победителей. Между тем Сталин, настаивая на Тегеране, исходил из того обстоятельства, где именно будет легче всего обеспечить его личную безопасность: дело в том, что согласно советско-иранскому договору 1921 года, с началом Великой Отечественной войны СССР ввел войска в Северный Иран, что, к слову, отвечало интересам обоих государств, так что по сути встреча проходила на "нашем поле". Между тем, у Сталина были все основания полагать, что фашистская разведка постарается использовать столь уникальный момент, как сбор "большой тройки", и постарается организовать покушение на лидеров антигитлеровской коалиции. Во всяком случае, Берия постарался, чтобы эта мысль прочно засела в голове "отца народов". Советскому лидеру вообще регулярно докладывали о разоблачаемых террористах, которые готовили против него многочисленные заговоры: достаточно вспомнить зловещую историю 1935 года, когда была разгромлена целая "сеть заговорщиков", в которую входило 110 человек, в числе которых оказались секретарь Президиума ЦИК Авель Енукидзе, а также 18 сотрудников правительственной библиотеки, 11 уборщиц, телефонисток и швейцаров, 48 плотников, дворников и других технических работников, и даже 6 домохозяек!.. Ну а тут информация о подготовке покушения на "большую тройку" поступала (подчеркнем: через того же Берию!) выглядела значительно более убедительной. В Германии данная операция получила кодовое название "Длинный прыжок" и руководил подготовкой диверсантов сам знаменитый Отто Скорцени!.. Это не могло не настораживать! Между тем, оговоримся сразу, хитрый нарком, мягко сказать, несколько сгущал краски. Действительно, в свое время в долгосрочных планах германской разведки Тегерану уделялось большое внимание, более того, именно этот город рассматривался как центр гитлеровского разведывательного проникновения во всем регионе. Однако советская и английская органы безопасности тоже не дремали - к моменту начала конференции в Тегеране прогерманское подполье было полностью разгромлено, ни одной (!) действующей разведывательно-диверсионной группы нацистов в городе, да и в стране в целом, не оставалось, а глава местной гитлеровской резидентуры Майер сидел в тюрьме. ...Впрочем, эти факты отнюдь не умаляют значения и объема той грандиозной работы, что провели советские пограничники в Тегеране. Потому что все обязанности по патрулированию улиц, по организации охраны конференции надо было выполнять в полном объеме. Так то же они, эти бойцы и командиры, которые охраняли Тегеранскую конференцию? Полк начал формироваться еще в ноябре 1942 года в г. Бабушкино, в бывших казармах Московского военно-технического училища войск НКВД (ныне Московский военный институт Федеральной пограничной службы). По личному приказу Берии сюда направлялись лучшие из лучших сил НКВД. Командиром был назначен, как уже говорилось, Герой Советского Союза подполковник (впоследствии полковник) Н. Кайманов, заместителями - Герои Советского Союза подполковник Н. Руденко и капитан И. Чернопятко. 36 военнослужащих полка к тому времени имели государственные награды. Правда, в процессе комплектования выяснилось, что значительное число бойцов на передовой не бывали, а потому не имеют боевого опыта - лишь 327 прибыли с фронта. В связи с этим командование приняло решение организовать своеобразную "стажировку" для необстрелянных бойцов; в период с февраля по октябрь 1943 года на фронтах побывало 153 снайпера и лучших стрелка... Всего списочный состав полка к моменту отправки в Иран насчитывал 1.750 человек. Кроме того, перед самой конференцией особым распоряжением старшего офицера Генштаба генерал-лейтенанта Аркадьева в полк был зачислен Отдельный батальон в количестве 320 человек. Что за специфические задачи стояли перед батальоном, никаких сведений не сохранилось - во всяком случае найти их не удалось. Тотчас по окончании конференции, 6 декабря, Отдельный батальон был исключен из штата полка и отбыл в Советский Союз. ...И вот 7 октября со станции Мытищи секретный эшелон увез полк на юг, к иранской границе. Далее 75 автомобилей в два захода доставили личный состав части в Тегеран. И там начался новый этап службы - тот, к которому бойцы готовились почти год! В Тегеране полк разместился в военном городке 182-го горнострелкового полка. В этот период ряд официальных документов полковник (к тому времени он уже получил очередное воинское звание) Кайманов подписывается как "Командир гарнизона Советских войск в Тегеране". Оговоримся, что в охране самой конференции принимали участие и другие воинские формирования. Однако их деятельность мы рассмотрим на примере именно 131-го полка. Первым делом была проведена рекогносцировка города, определены объекты, которые подлежали обязательной охране. В их число входили советское посольство, консульство, торгпредство, комендатура, дворец шаха, почта, телеграф, военные склады, аэродром... Первоначально предполагалось установить 40 постов внутри города, но затем это число пришлось увеличить до 100 по 2-3 бойца на каждом. Кроме того, в городе было создано 3 взвода резерва... С 24 ноября от полка стал выделяться почетный караул. В тот день в его состав были назначены 105 человек, в том числе взвод музыкантов. (К слову, в более поздних документах он именуется как джаз-оркестр). Непосредственно на охрану советского посольства заступила 4-я стрелковая рота в составе 120 бойцов. Собственно конференция начала свою работу 28 ноября. Однако этому событию предшествовал эпизод, который, с подачи наших кинематографистов ("Освобождение" и "Тегеран-43") стал хрестоматийным.
    http://www.pogranec.ru/showthread.php?t=19285
     
  8. shelest

    shelest Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    1.917
    Адреса:
    Южные степи
    В ночь с 27 на 28 ноября нарком иностранных дел Вячеслав Молотов пытался уговорить посла США в СССР Авереллома Гарримана, чтобы американский президент перебрался в советское посольство. Гарриман не соглашался. Тогда Молотов выложил те же козыри, которые подготовил Берия для Сталина - о масштабном нацистском заговоре... И Рузвельт согласился, переехал в советскую резиденцию. Позднее сын президента Рузвельта, Элиот, комментируя это решение отца, вспоминал, что "повсюду была расставлена русская охрана, состоявшая в большинстве из офицеров". Ну а сын Берии, Сергей, так же в последующем, рассказывал, что комнаты, предназначенные для американской делегации, были буквально нашпигованы подслушивающей аппаратурой... Как бы то ни было, историческая наука подает нам данный эпизод как несомненную победу советской дипломатии. Рискнем высказать осторожный скепсис по данному поводу. Вряд ли Рузвельт был настолько наивен, что не понимал подлинную подоплеку такового приглашения. Скорее всего, причина его уступчивости кроется в следующем: с Черчиллем они общались куда чаще, чем с "дядюшкой Джо", взгляды и позиции английского премьера ему были известны и понятны, а потому и он желал пообщаться с советским лидером в неформальной обстановке... Впрочем, вернемся к документам. 28 ноября в городе несла службу саперная рота. На следующий день для сопровождения на переговоры советской делегации из числа той же части были сформированы экипажи водителей автомобилей и мотоциклов. Надо отметить, что автомотопарк полка был довольно обширным: 6 "Виллисов", 4 "М-1", 80 полуторатонных "Фордов", 22 трехтонных ЗиСов, а также 22 танка Т-34 и до 30 ГАЗов и мотоциклов... Общеизвестно, что с точки зрения политической конференция прошла весьма успешно. Никаких посягательств на жизнь членов "большой тройки" не произошло. В ежедневных отчетах о политико-моральном состоянии личного состава 131-го полка значилось, что "отрицательных явлений советской воинской дисциплины в полку не было". А 202 человека были повышены в званиях и поощрены ценными подарками... Между тем без изрядной ложки дегтя и здесь не обошлось. Еще когда полк в Астаре готовился к броску на юг, сюда прибыл оперуполномоченный "Смерша" и с ним целая команда "оперов". Они в очередной раз начали шерстить личный состав, хотя, казалось бы, здесь и так должны были оказаться только лучших из идеальных. Однако только за октябрь - декабрь 1943 года по материалам "Смерша" в СССР было отправлено 26 человек. Причины разные: пьянство, обмен советских денег на иностранную валюту, "воровство народного имущества", антисоветские высказывания... Вместе с тем, за такое серьезное воинское преступление, как оставление караула и продажа иранцу финского ножа, один из красноармейцев получил только 5 суток гауптвахты... По окончании конференции 131-й мотострелковый полк погранвойск НКВД остался в Иране. Ни в каких боестолкновениях не участвовал, занимался только охраной советских объектов. И так - до момента его расформирования в октябре 1945 года. Соответственно, из всего личного состава части правами и льготами участников войны пользовались и пользуются только те, кто был направлен в его состав с фронта или же проходил на фронте стажировку... На этом можно было бы поставить точку. Но хотелось бы отметить, что в охране Сталина в период Потсдамской конференции в 1945 году (операция "Пальма") принимало участие значительно большее число сотрудников органов безопасности. Так, в районе, где размещалась советская делегация и где проходила конференция, было сосредоточено 7 полков НКВД и полторы тысячи самых опытных оперативников. В самом дворце находилось 1.000 солдат и 150 оперативных работников советских органов безопасности. А для того, чтобы со Сталиным ничего не случилось во время его следования в поезде из Москвы в Германию и обратно, за состоянием полотна и обстановкой в пятикилометровой зоне вдоль железной дороги следили 17.140 бойцов НКВД, огромное число оперработников, а также бронепоезда. Николай Стародымов.
    http://www.pogranec.ru/showthread.php?t=19285
     
  9. unixaix

    unixaix Hauptmann

    Повідомлення:
    9.770
    Адреса:
    Баварщина
    освежу тему таким фото
    РККА и Ройал Арми
     

    Images:

    Iran_1941.jpg