Симферополь, Июль 09 (Новый Регион – Крым, Анна Савицкая) – Крымские водолазы собираются поднять со дна Черного моря подводную лодку времен Великой Отечественной войны. Подводная лодка Щ-216 проекта Х-бис была затоплена в феврале 1944 года около берегов Тарханкута. По мнению сотрудников Республиканского комитета по охране культурного наследия Крыма, это уникальная находка, так как из 42 подводных лодок этого класса, существовавших во время ВОВ, 26 были затоплены, а 16 считаются без вести пропавшими. На сегодняшний день найденная подводная лодка Щ-216 является единственной сохранившейся подлодкой данного типа и серии. Кроме того, лодка имеет все шансы быть поднятой, так как её сохранность составляет 80%. «Это раскрывает такие перспективы, что дух захватывает. В Российской Федерации используются подводные лодки в качестве памятников. В большинстве случаев это могут быть и лодки, которые не принимали участие в боевых действиях, но это лодки тех проектов, которые активно использовались с 1941 по 1945 год», – утверждает директор Черноморского центра подводных исследований Сергей Воронов. По его словам, лодка была найдена случайно на 52-метровой глубине во время погружений по изучению палеонтологических редкостей около мыса Тарханкут. «Водолазами определено, что лодка, скорее всего, не заполнена водой в полном объеме. Из 7 отсеков возможность реально существует, что заполнен только один поврежденный второй отсек, над которым взорвалась глубинная бомба. Если действительно затоплен только отсек номер два, а все остальные шесть целы, то это потрясающая возможность создания исключительного музея, поскольку как в феврале 1944 года штурман положил карандаш на навигационную карту, карандаш так и лежит: там ничего не изменилось за все эти годы», – говорит Воронов. По словам руководителя водолазной группы, которой первой удалось обнаружить подводную находку, Михаила Шевчука, объект находится на расстоянии 12 морских миль от берега юго-западнее Тарханкута. Водолазы не называют координаты находки подробнее, чтобы уникальный объект не подвергся разграблению чёрными археологами и даже охотниками за металлом. «Лодка 58 метров длиной. Носовая часть по ватерлинию в иле, а винторулевая группа практически висит над дном. Небольшой дифферент на нос, вся кормовая часть находится с воздухом на плаву. Есть нарушения наружного корпуса, рубки, он находится весь рядом, возле лодки лежит», – рассказывает Шевчук. По его словам, затопленная Щ-216 в последнем походе охотилась за немецкими судами, которые при отступлении вывозили из Крыма войска и награбленные ценности. На базу в Батуми «Щука» должна была прийти 4 марта. Как предполагают подводные исследователи, подлодка подверглась нападению двух фашистских судов, залегла на дно, но поражающий удар ей нанесла глубинная бомба. Поднять лодку на берег и реставрировать вполне реально, так как на судне не осталось торпед, которые могли бы детонировать при проведении работ, считают в Рескоме, и приводят пример подобной подлодки около острова Змеиный – её невозможно поднять из-за находящихся на борту боеприпасов. «Мы еще не представляем общий объем технических проблем, с которыми нам придется столкнуться. Сейчас формируется технический штаб подъема плавсредства. Будут привлекаться ведущие специалисты Украины, но будем приглашать и российских специалистов, поскольку это наша общая история. Это будет кропотливый труд, и мы не знаем, на сколько он затянется, – признаётся Сергей Воронов. – Прежде всего, придется снять три океанских трала, опутавших лодку как саван, добраться до пробоин, определить их реальное состояние, определить наличие и годность к эксплуатации средств подъема, которыми эта лодка была снабжена». В свою очередь председатель крымского Республиканского комитета по охране культурного наследия Лариса Опанасюк считает главным тот факт, что найдены пропавшие без вести советские моряки. «Установлены имена еще 47 человек, это всё члены экипажа. Мы получили из Центрального военно-морского архива Российской Федерации документы с полным списком экипажа. И в этих карточках незаполненной остается только одна графа – где похоронен», – сказала она. По словам Опанасюк, большинству из погибших было не более 22 лет, среди них есть и крымчане. Командир подводной лодки – капитан 3-го ранга Григорий Евстафьевич Коробовский, 1903 года рождения. В настоящее время идёт поиск родственников погибших. В Рескоме пока не определились, где при удачном подъеме в качестве ещё одного памятника Великой Отечественной будет установлена найденная «Щука». Вариантов пока два: Феодосийский музей Черноморских подводных исследований и непосредственно окрестности Тарханкута. На последнем варианте просят остановиться как жители поселка Черноморское, так и его администрация. NR2.ru: http://www.nr2.ru/crimea/448084.html В тексте есть опечатка, правильно Карбовский Григорий Евстафьевич, 1903 г.р., капитан 3-го ранга, командир корабля
"Подлодка «Щ-216» подводная лодка X-бис серии Подводная лодка заложена под стапельным номером 1085 на заводе № 200 в Николаеве 23 июля 1939 года. 30 мая 1940 года субмарина спущена на воду. Начало Великой Отечественной войны «Щ-216» встретила под командованием капитан-лейтенанта (впоследствии капитана 3 ранга) Карбовского Григория Ефстафьевича, который был назначен на субмарину в феврале 1941 года, в составе отдельного дивизиона подводных лодок ЧФ, находясь на ходовых испытаниях в Николаеве. 3 июля 1941 года корабль прибыл в Севастополь и 17 августа вступил в строй. «Щ-216» являлась единственной подводной лодкой X-бис серии на Черном море. С 24 августа по 13 сентября корабль находилась на дозорной позиции у мыса Сарыч (позиция № 2), где встреч с противником не имел. Второе крейсерство субмарины проходило у берегов Болгарии. Утром 19 октября «Щ-216» прибыла в район у мыса Зейтин-бурну (позиция № 24). Поход оказался безуспешным из-за нервозной обстановки создаваемой командиром в центральном посту: вечером 20 октября севернее Босфора «Щ-216» атаковала буксир, но торпеда прошла мимо, так как выстрел был произведен с опозданием в момент циркуляции, а 31 октября из-за неправильного маневрирования был упущен момент для атаки одиночного судна. При повторном выходе в этот же район, который состоялся в конце ноября – середине декабря встреч с противником не было. 16 декабря «Щ-216» прибыла в Туапсе для проведения навигационного ремонта. Только 20 декабря 1941 года подводная лодка наконец-то официально вошла в состав Черноморского флота. Вновь вступив в строй 15 февраля 1942 года «Щ-216» была снова направлена к болгарскому побережью. В ночь на 18 февраля подводная лодка прибыла в назначенный район к мысу Куру-бурну (позиция № 37). На протяжении всего крейсерства «Щ-216» имела многочисленные контакты со шхунами, но, считая их турецкими, Карбовский не атаковал. Атака единственного обнаруженного одиночного транспорта, шедшего в южном направлении, сорвалась из-за тумана и заклинивания горизонтальных рулей. Вернувшись в Туапсе, подводная лодка получила задание доставить в Севастополь важные документы штаба ЧФ. Утром 10 марта в подходной точке фарватера № 3 она передала пакет на борт «БТЩ-413», после чего благополучно вернулась обратно. 23, 24 и 25 марта Туапсе подвергся ожесточенным налетам германской авиации. Во время одного из налетов 23 марта в плавбазу «Нева», где жили командиры подводных лодок, попала авиабомба. Два командира погибли. На следующий день в результате авианалета легко ранен командир «Щ-215» капитан-лейтенант Карбовский. Ранение не помешало ему 28 марта возглавить свой корабль в походе к мысу Куру-бурну (позиция № 37). Действуя на коммуникации Босфор – Бургас подводная лодка ничего кроме десятка шхун не обнаружила. Прибыв в базу «Щ-216» встала на гарантийный ремонт, который продлился до середины августа. Вступив в строй, подводная лодка снова была направлена к Куру-бурну, но, как и в предыдущие патрулирования, в этом районе цели для нее так и не появились. Открыть победный счет удалось только в следующем боевом походе к мысу Олинька (позиция № 44). Первая атака днем 7 октября не удалась. «Щ-216» выпустила две торпеды по конвою, выходящему из Сулины. Через две минуты на подводной лодке зафиксировали два взрыва, а при осмотре горизонта командир наблюдал клубы черного дыма. По данным противника торпеды прошли под целью и взорвались при ударе о мол. Вечером 10 октября в точке 44°57' с.ш./ 29°46,6' в.д. атаке «Щ-216» подвергся конвой в составе румынского транспорта «Карпати» (4.336 брт) с грузом немецкого военного имущества под охраной двух немецких катерных тральщиков «R-165» и «R-166». Подводная лодка проводила атаку из надводного положения, поэтому присутствующие на мостике могли наблюдать попадание торпеды и гибель судна. Сопровождающие транспорт корабли контратаковали, сбросив на безопасном удалении от погрузившейся субмарины 6 глубинных бомб. Однако, уже следующее патрулирование этого района в конце ноября – начале декабря показало, что противник усилил свою противолодочную оборону. Вечером 21 ноября «Щ-216» была обнаружена и атакована вражеским сторожевым катером. Шесть сброшенных им глубинных бомб легли достаточно точно: на субмарине вышла из строя гидроакустическая станция, лаг, эхолот, ряд измерительных приборов и некоторые механизмы, в легком корпусе образовались вмятины, повреждено ограждение носовых горизонтальных рулей, крышки люков в I и VII отсеках пропустили воду. Несмотря на повреждения, подводная лодка продолжила патрулирование, лишь 29 ноября ей было приказано отойти в район Траханкут – Евпатория (позиция № 49) в связи с тем, что в районе первоначального действия «Щ-216» планировалась набеговая операция советских кораблей. Следующие три боевых похода к Тарханкуту (позиции № 53, № 72 и № 82-б) в феврале, марте-апреле и мае-июне 1943 года прошли безрезультатно. Встреч с противником не было. Лишь в ходе последнего патрулирования подводная лодка 12 июня обнаружила вражеский конвой, состоящий из барж, но не смогла провести атаку из-за большого курсового угла. С середины июля «Щ-216» патрулировала в районе Босфора. Здесь противника долго ждать не пришлось. Три раза (21 июля и два раза 29 июля) подводная лодка не смогла выйти в атаку из-за действий кораблей эскорта конвоев. Днем 6 августа «Щ-216» выпустила три торпеды по наливному судну под охраной румынских эсминцев и нескольких сторожевых катеров. Одна из торпед попала в носовую часть германского (бывшего французского) танкера «Фируз» (7.327 брт) с грузом газойля. Транспорт удалось спасти (в дальнейшем он переименован в «Фредерикс» и тяжело поврежден «Л-4» 11 мая 1944 года, захвачен советскими войсками в Констанце и названый «Волганефть» ходил под советским флагом), а подводная лодка подверглась контратаке эсминца «Реджеле Фердинанд», который сбросил в месте предполагаемого нахождения субмарины 37 глубинных бомб. На «Щ-216» получили повреждения ряд электроизмерительных приборов, арматура воздухопровода воздуха высокого давления, заклинена захлопка глушителя дизеля. Подводникам пришлось пережить еще несколько неприятных часов, так как спустя некоторое время они снова услышали взрывы глубинных бомб и посчитали, что противник продолжает преследование. (В это время германский охотник «Uj-116» атаковал находящуюся неподалеку «М-35»). Утром 10 августа «Щ-216» прибыв в Батуми, на следующий день встала на текущий ремонт. Декабрьское патрулирование у мыса Тарханкут (позиция № 101) снова не принесло удачи. Все три попытки (в ночь на 4 и утром 4 декабря, утром 8 декабря) сблизиться с конвоем сводились на «нет» противолодочными силами противника. В свой последний поход с задачей патрулирования района северо-западнее мыса Тарханкут (позиция № 101) «Щ-216» вышла вечером 6 февраля 1944 года. Известно, что утром 10 февраля в точке 45°06' с.ш./ 32°06,5' в.д. «Щ-216» атаковала транспорт под охраной группы противолодочных кораблей. Согласно докладу командира субмарины подводники наблюдали два взрыва и гибель судна. (Одна из торпед взорвалась в 100 метрах от борта большого охотника «Uj-106»). Больше на связь «Щ-216» не выходила и в базу не вернулась. По поводу гибели субмарины существуют различные версии. Подлодка могла подорваться на мине заграждения «S-77», выставленного в 4,5 – 5,5 милях юго-западнее мыса Тарханкут. По другим данным «Щ-216» 16 февраля стала жертвой глубинных бомб охотников «Uj-103» и «Uj-104» в 18 милях юго-западнее мыса Тарханкут. По наиболее вероятной версии «Щ-216» стала жертвой глубинных бомб германских охотников «UJ-103» и «Uj-106» утром 17 февраля 1944 года в 70 милях юго-западнее мыса Тарханкут. Проводившие поиск отставшей от конвоя баржи в точке 44°36,5' с.ш./ 32°04,4' в.д. корабли заметили торпедный след, и, проведя маневр уклонения, по данным гидроакустики сбросили в месте предполагаемого нахождения субмарины несколько десятков глубинных бомб. На поверхности воды появилось маслянистое пятно, всплыли лакированные деревянные обломки, папиросные пачки, обрывки одежды, книги. Есть информация, что в сентябре 1980 года корпус субмарины был обнаружен на дне при проведении гидрографических работ, но данных о ее водолазном исследовании нет. Вместе с «Щ-216» погибло 47 членов экипажа. 15 боевых походов. 24.08.1941 – 13.09.1941 16.10.1941 – 04.10.1941 27.11.1941 – 16.12.1941 15.02.1942 – 06.03.1942 08.03.1942 – 11.03.1942 Транспортный рейс в Севастополь. 28.03.1942 – 16.04.1942 17.08.1942 – 05.09.1942 27.09.1942 – 21.10.1942 18.11.1942 – 07.12.1942 01.02.1943 – 21.02.1943 24.03.1943 – 13.04.1943 27.05.1943 – 16.06.1943 16.07.1943 – 10.08.1943 07.11.1943 – 27.12.1943 06.02.1944 – на базу не вернулась (плановый срок возвращения 4 марта 1944 г) 6 торпедных атак (1 атака, вероятно), выпущено не менее 15 торпед. Потоплен 1 транспорт (4.336 брт), 1 танкер (7.327 брт) поврежден. 10.10.1942 ТР «Карпати» (4.336 брт) 06.08.1943 ТН «Фируз» (7.327 брт) – поврежден.
[quote="abordaj, «Водолазами определено, что лодка, скорее всего, не заполнена водой в полном объеме. Из 7 отсеков возможность реально существует, что заполнен только один поврежденный второй отсек, над которым взорвалась глубинная бомба. Если действительно затоплен только отсек номер два, а все остальные шесть целы, то это потрясающая возможность создания исключительного музея, поскольку как в феврале 1944 года штурман положил карандаш на навигационную карту, карандаш так и лежит: там ничего не изменилось за все эти годы», – говорит Воронов. [/quote] Интересно возможно ли такое в принципе, не понаслышке знаю что вода просачивается везде и это в грунте, а в воде за столько лет?
Не исключено, но надежды мало. За столько лет... Лодку потянут в Феодосию. Кстати новость уже давно и не новость...
Окончательного решения еще нет, может в Черноморске останется, место для памятника нашли. Непонятно мне только что с ней делать чтоб не рассыпалась на воздухе через год другой...
Вложения будут не шуточные. Как при подъеме так и при обработке и дальнейшем сохране. Как по мне - поднять для исследования - ДА, а вот как музей сохранить будет не дешево.
Как всякий честный копатель-я их обожаю.... Копаю исключительно, чтоб детки могли полюбоваться железом...
Вечная Память Героям , и из нашей области там был Герой (Уроженец села Смолеевка Ухоловского района Рязанской обл. Сергей Михайлович Саунин (дата рождения 21 августа 1920) служил на «Щ-216» старшим мотористом. К тому моменту он уже был награжден медалью «За боевые заслуги».) сейчас ищут родственников.
Если "Коммуна" (если я не ошибаюсь - единственный корабль дореволюционной постройки в составе ЧФ) еще "жива", то подъем "Щуки" не представляет больших проблем. Вообще, судя по обрывкам сетей - о этом месте знали давно...