Прошу определить вот такую приблуду. Внешне очень похожа на остатки фары. Найдена на глубине 40-50 см на бруствере окопа. Сверху был настрел, т.е. современщина маловероятна. Крышка с надписью "Type" приподнимается. Материал крышки, похож на пластик. Особо разбирать корпус не хочется, т.к. предмет странный и возможно опасный. Что это?
Кстати, да. Там внутри что-то болталось. Наверное стрелка в жидкости бултыхалась. Обидно, что разбитый.
Думаю, при большом желании оживить можно. Там материалы в основном, коррозионно устойчивые (заполнялся обычно спиртом). Ртути нет, но могут быть остатки светомассы. Проверьте дозиметром. И работайте соблюдая осторожность. PS Хорошая находка.
Возникает вопрос - а откуда он мог взяться? Самолет разбился наверное? Мы глубинником вроде бы ничего очень крупного не находили. Были иногда куски оплавленного белого металла, но думали что это послевоенный мусор.
Наверняка, если поблизости не было аэродрома. Упал или сел на вынужденную, и был раздербанен пехотой или местными жителями. Почему думаю что Харрикейн - из самолётов британского производства, их было больше потеряно на территории Украины (ЕМНИП).
Спасибо. Еще пара вопросов к вам. Осторожность - это в перчатках, респираторе и очках? И непонятно откуда может быть радиация. В ВОВ вроде бы еще не могло быть радиоактивного заражения. Или в компасе может быть стронций, уран и т.д.? Жаль, дозиметра нет. Ничего, решил на пару суток положить на него несколько купюр. Потом в банк зайду, попрошу проверить. Если купюры будут фонить, то и компас грязный.
Светящиеся в темноте шкалы и стрелки - результат применения специальной светомассы, в состав которой вплоть до 60-х годов, вводили слаборадиоактивные вещества. Выглядит она, как белая с зеленоватым оттенком краска, обычно желтеющая со временем. Бывали светомассы постоянного свечения, соответственно, с постоянной радиоактивностью, тогда она может и сейчас постоянно светиться в темноте. Если люминофор сохранил активность. А бывали требующие периодической "подпитки" видимым светом, или ультрафиолетом. Что там у них было с радиоактивностью, я к своему стыду (ибо по-совместительству, ещё и авиаприборист))) не в курсе. Сейчас применяются светомассы второго типа, но без радиоактивных компонентов. Однако, не следует поддаваться особой радиофобии. Достаточно вспомнить, что в послевоенные годы, светомасса находила применение даже в быту, а многим прибористам приходилось постоянно работать с такими приборами. (Мне даже приходилось держать в руках детскую игрушку - светящегося в темноте оленя) Пока светомасса не попала внутрь организма, она вполне безобидна. Поэтому достаточно простых мер - марлевой повязки на лицо, чтобы случайно не вдохнуть частичку, и хирургических перчаток, чтобы частичка не осталась под ногтями, и не попала в пищу. Сначала просто хорошенько промойте прибор проточной водой, чтобы вымыть из него грязь и пыль, в которых может содержаться осыпавшаяся светомасса (следите, чтобы с грязью не уплыли мелкие детали). Далее. Поскольку светомасса применялась в основном на шкалах, стрелках, и визуальных маркерах-индексах, то достаточно снять эти детали с прибора, и снова промыть его, чтобы в дальнейшем работать с ним совершенно свободно. (если прибор замаслен - сначала промыть бензином) Снятые шкалы, стрелки, индексы, промыть со щёточкой в проточной воде (при замасленности - сначала в спирте, неизвестно на начнёт ли бензин растворять английскую светомассу), и зафиксировать остатки светомассы от осыпания лаком или краской, стойкими к спирту (естественно, обезжиривая поверхности спиртом перед применением лаков-красок). Можно также "захоронить" светомассу под слоем чёрной краски, а рисунок шкалы восстановить (по заранее сделанному фото) спиртостойкой белой краской. (Я использую белый "канцелярский корректор".) Где-то так.
PS Существуют способы полного удаления сильно фонящей светомассы с приборов, но это работа кропотливая, неприятная, и оправдана ПМСМ только для постоянно носимых с собой вещей - часов например.
Фонят только так называемые СПД , Светомассы Постоянного Действия . Состоит эта "бяка" из люминофора и солей Радия 226 го. Люминофор под действием ионизирующего излучения светится. Отличить СПД от обычной светонакопительной массы очень просто и без радиометра или дозиметра. Достаточно подсветить подозрительную "краску" ярким источником света и посмотреть есть ли послесвечение. Если нет то перед нами СПД . ПыСы. СПД хороши тем что им не нужна "подзарядка" сторонним источником света. Если б не радиация и деградирующий люминофор ( в среднем СПДхи 20-25 лет светятся) то цены б им не было ПыСы2. для общего развития. ..... СПД есть на приспособлениях для ночной стрельбы и в компасах Адрианова ... ПыСы3. я снимал : СПД в "действии"
копалкин Сенкс! Чуть дополню, чтобы совсем закрыть вопрос о светомассах не СПД. В последние годы, авиационные светомассы имеют не светонакопительный, а чисто люминисцентный принцип, т.е. в темноте не светятся совсем никак, только с УФ подпиткой. Стоит снять подпитку, гаснут мгновенно. В отличие от светомасс предыдущего поколения, которые некоторое время продолжали светиться. Они и выглядят по другому - чисто белые, без привычного салатового оттенка. PS млн... нашёл на работе дохленький дозиметр ДП-5. Вот починю - всё перемеряю!