Действие бронепоездов на территории Украины в 1941 году. НКВД и РККА.

Тема у розділі 'Сухопутні сили РСЧА', створена користувачем alex_welt, 20 лют 2009.

  1. alex_welt

    alex_welt Leutnant

    Рейтинг:
    2
    Відгуків:
    3
    Лоти
      на продажу:
    1
      продані:
    8
    Повідомлення:
    1.467
    Адреса:
    Nord Ukraine
    Вот тема меня интересовала и интересует сейчас. Действия наших Бронепоездов на территории современной Украины. Может кому то еще интересно.. итак . Как известно на Украине а именно в районе ветки Киев -Коростень базировался 1 дивизион бронепоездов.
    вот инфа о них:
    На 1926-41 гг.:
    Учебный легкий БЕПО № 15
    Командир - Георгий Тихонович Свердло (на 1933-38 г.),
    капитан Зайченко (на 09.39 г.),
    капитан Т. Б. Симберг (на 1941 г.).

    Легкий БЕПО № 17 - 17.11.39 г. передан в НКВД. Вероятно на его месте развернут новый № 17...
    Командир - Андрей Тихонович Горшунов (Врио на 1933 г.),
    старший лейтенант Макаровский (на 09.39 г.),
    капитан Михаил Владимирович Паньков (на 11.39 г.).
    Тяжелый БЕПО № 31
    Командир - Иван Павлович Добрунов (Врио на 1933 г.),
    капитан Волгин (на 06.41 г.).

    командир дивизиона майор Макаев.
    В июне-июле 1940 г. участвовал в присоединени Бессарабии. 9.07.40 г. со ст.Раздельная убыл в Киев.

    К началу войны находился в Киеве.
    22 июня 1941 г. начал формироваться по штатам военного времени. 23 июня легкие бронепоезда № 15 и 17 убыли по маршруту Шепетовка-Ковель, на следующий день прибыв на ст.Мациев в распоряжение 45-й стрелковой дивизии. На следующий день бронепоезда в течение двух часов вели бой, поддерживая огнем свою пехоту.
    26 июня 1941 г. бронепоезда № 15 и 17 прикрывали выход из боя и отход своих частей, последними оставили ст.Мациев и в 20.00 прибыли в Ковель. Затем до 1 июля бронепоезда вели бои на участке Мациев-Ковель-Костополь-Александрия, поддерживая 45 и 62-ю стрелковые дивизии.
    26 июня тяжелый бронепоезд № 31 прибыл в Острог, получив задачу поддержать атаку частей 109-й моторизованной дивизии и охранять мосты через Горынь. В дальнейшем действовал в районе Славуты. После того как немцы повредили полотно дороги, 5 июля был оставлен командой, которая отошла на ст.Казатин.

    [​IMG]
    Легкий бепо № 17 1-го дивизиона бронепоездов
    Бронепоезда № 15 и 17 вели бои под Новоград-Волынском и Курное, при этом действовали без поддержки пехоты. 8 июля 1941 г. у Мартыновки бронепоезд № 17 попал под артиллерийский обстрел, был разбит железнодорожный путь и одна из бронеплощадок сошла с рельс. Команда не смогла восстановить полотно и оставила бронепоезд.
    Есть также подборка немецких снимков. Предположительно это разьед Мартыновка и БеПО № 17 Фото подписаны как .. bei Zhitomir. Других БеПО в то время там не было.

    [/URL][​IMG][​IMG][​IMG]
    Вроде как он
    11 июля 1941 г. команды бронепоездов № 17 и 31 убыли в Киев, в составе дивизиона остался только 15-й бронепоезд.

    С 15 по 31 июля бронепоезд № 15 вел бои в районе Коростень, Новоград-Волынск, Житомир, Малин, поддерживая 19-й механизированный корпус и 45-ю стрелковую дивизию.
    Бронепоезд получил 12 сквозных снарядных пробоин и множество попаданий пуль и осколков и 2 августа убыл на ремонт в Чернигов.
    После ремонта с 8 по 20 августа поддерживал пехоту 195-й и 131-й дивизий у ст.Бехи.

    Есть также подборка немецких снимков. Предположительно это разьед Мартыновка и БеПО № 17 Фото подписаны как .. bei Zhitomir. Других БеПО в то время там не было.
    В сентябре 1941 г. противник форсировал р.Десна в районе Свинь. Не встречая сопротивления, так как в районе переправы не было наших войск, противник стремился развить свое продвижение на юг. Командир 15-го бронепоезда, действовавшего на участке Чернигов-Гомель, не имея связи с нашими частями, решил задержать противника, не дать ему возможности продвинуться в южном направлении и перерезать железную дорогу. Выдвинувшись на разъезд Муравейка и организовав разведку, командир бепо установил расположение немцев в районе Вибли и Пески. Рядом последовательных огневых налетов бепо уничтожил более двух рот пехоты, 4 ПТО, до 10 минометов и сдерживал продвижение противника до подхода частей 135-й стрелковой дивизии.

    10 сентября 1941 г. бепо № 15 попал под сильную бомбежку, в результате которой получил значительные повреждения. После этого матчасть была отправлена на ремонт в Харьков, а команда в Москву на переформирование.

    Завтра продолжу по бронепоездам НКВД.
    Осенью 1941 г. дивизион получил новую матчасть.
    9.11.41 г. переименован в 23-й отдельный дивизион бронепоездов. 12.01.42 г. переименован в 1-й отдельный дивизион дивизион бронепоездов.
     
    1. Хорошее состояние,пригодны для легкой установки.
      30 грн.
    2. Стан по фото.Визначення тут: https://reibert.info/threads/nimecki-rechi.1465086/
      200 грн.
    3. Великий сталевий карабін американського виробництва. Приклад використання можна подивитись за посила...
      150 грн.
    4. Фурнітура. Ремені. Карабінчики. На мосіна, на флягу. Тренчик наган. Від планшеток. Все одним лотом....
      200 грн.
    5. Замочек от портфеля.
      55 грн.
  2. Швейк

    Швейк Oberschütze

    Повідомлення:
    68
    Адреса:
    Ukraine, Z
    О, если есть инфо по бронепоезду "За Родину" и другим, действовавшим в районе узловых станций Дебальцево и Попасная, будет очень здорово почитать.
    :)
     
  3. Leo Schlageter

    Leo Schlageter Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    534
    Адреса:
    Москва, Россия
    Летом 1941 года были созданы три бронепоезда народного ополчения, "Литер А" (командир - А.С. Тихоход), "Литер Б" (командир Л.В. Василевский, затем С.П. Голованев) и "Литер В" (командир Н.П. Богданов), экипажи которых состояли из киевских железнодорожников. "Литер А" действовал в районах станций Новоград-Волынский, Коростень, Ворзель, Жуляны, Пост-Волынский, в июле 1941 года оказал большую помощь 5 армии в боях за Малин. "Литер Б" оперировал в районах киевских предместий, станций Ворзель, Ирпень, Бобрик. "Литер В" - на участках Киев-Нежин и Киев-Яготин. Эти бронепоезда сражались до 25 сентября 1941 года, то есть ещё пять дней после гибели командования Юго-Западного фронта, пока не расстреляли последние снаряды, после чего были взорваны свими экипажами: "Литер А" и "Литер Б" - на 84-м километре от Киева, а "Литер В" - на 69 километре от Киева.
    В районе Канева, в августе 1941 года. прикрывая переправы через Днепр, сражался бронепоезд № 56 по командованием капитана П.К. Ищенко. После того, как вражеская бомбардировка вывела бронепоезд из строя, экипаж уничтожил матчасть и влился в состав стрелковых частей.
     
  4. ракетчик

    ракетчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    658
    Адреса:
    россия
  5. Fedain_Rus

    Fedain_Rus Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    3.080
    Адреса:
    Kiew, Stahlhelm
    Интересует то же + Ворошиловград, Родаково . . .
     
  6. ракетчик

    ракетчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    658
    Адреса:
    россия
  7. ракетчик

    ракетчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    658
    Адреса:
    россия
    Последнее изменение - 01.05.08.
    Бронепоезд "Маршал Буденный"
    Командир - капитан Яблонский.




    --------------------------------------------------------------------------------


    Начал строиться на Полтавском паровозостроительном заводе в июле 1941 г. Постройку санкционировал главнокомандующий войсками Юго-Западного направления Маршал Советского Союза С.Буденный. 20 июля 1941 г. Буденный приказал начальнику Полтавского паровозоремонтного завода Т.Гаевому изготовить на предприятии бронепоезд. Формирование команды для него поручили начальнику Полтавского тракторного училища полковнику Садовскому.
    14 августа 1941 г. полковник Садовский приказом по училищу объявил об окончании постройки бронепоезда № 1, которому присваивалось имя "Маршал Буденный" и в команду которого зачислялось 104 человека.
    Вооружение каждой бронеплощадки бронепоезда состояло из двух 76-мм пушек Лендера и 6 пулеметов ДТ - четырех бортовых и двух в артиллерийских башнях.

    С 18 августа несет патрульную службу - в его задачу входила охрана моста через Псел у ст.Потоки, а также днепровских переправ у Кременчуга.

    21-22 августа 1941 г. сопровождал командующего войсками Юго-Западного направления маршала Буденного в поездках на ст.Новомосковск, Павлоград, Синельниково.

    31 августа 1941 г. немцы форсировали Денпр севернее Кременчуга и развернули наступление на Полтаву. В течение трех суток бронепоезд вел артиллерийский обстрел противника на северной окраине с.Потоки.

    Вечером 4 сентября 1941 г. на ст.Галещино командир бронепоезда получил приказ - взять взвод десантников и прибыть на ст.Потоки. На подъезде к станции бронепоезд попал в засаду, немцы взорвали путь, бронепаровоз и первая бронеплощадка накренились так, что орудия не могли стрелять - они смотрели в землю. Огонь вела только вторая площадка лейтенанта А.И.Козыря.
    Во время боя сдетонировал боекомплект на задней бронеплощадке (часто также утверждается, что бронепоезд взорван своей командой). После чего он был оставлен экипажем, который вышел из окружения, 14 сентября прибыл в Харьков и влился в состав бепо "За Родину!".


    Вид сзади на разбитый бронепоезд "Маршал Буденный". Сентябрь 1941 года. На тендере различимо название, а также рубка для установки зенитных пулеметов Максима, задняя бронеплощадка полностью уничтожена взрывом. [Коломиец М. Бронепоезда Красной Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Часть 1. //Фронтовая
     
  8. ракетчик

    ракетчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    658
    Адреса:
    россия
  9. Швейк

    Швейк Oberschütze

    Повідомлення:
    68
    Адреса:
    Ukraine, Z
    Вот, нашел немножко.

    Бронепоезд "За Родину!" разбитый немецкой авиацией в районе Ворошиловграда. Южный фронт, 17 июля 1942.

    журнал "Фронтовая Иллюстрация" выпуск 06 за 2002 год.
    "Бои в излучине Дона".
     

    Images:

    za_rodinu2.jpg
    za_rodinu.jpg
    za_rodinu3.jpg
  10. alex_welt

    alex_welt Leutnant

    Рейтинг:
    2
    Відгуків:
    3
    Лоти
      на продажу:
    1
      продані:
    8
    Повідомлення:
    1.467
    Адреса:
    Nord Ukraine
    Вот блин ...сколько флуда в теме... !! Какая тула ? Какой Тихвин ?
    Тема про УКРАИНСКИЕ территории.... !!
    Вот так и накручуют посты ракетчики...
    -------------------------------------------------------------------------
    На 1941 год на Украине размещены не сколько полков НКВД по охране Ж/д путей и мостов. Я не буду касаться мемуарных опусов а только кратко подсумирую. Судьба большинства из них к сожалению не известна. Некоторые полки использовали матчасть польского происхождения. Бронепоезда носили те же номера что и сами Полки.
    Итак: На Украине было 2 дивизии НКВД 4 и 10. 4 д командовал известный чекист Мажирин.

    55 бронепоезд 4 полка НКВД. Самый для меня интересный. К сожалению нет о нем данных ...В его составе бронепоезд и мотоброневагон.
    Вот фото этого мотоброневагона. 1940 год.
    по самому БеПо - увы... Неизвестно где он погиб...
    [​IMG]

    56 бронепоезд Дислоцировался в Черкасах. Принял участие в боях южнее Киева на линии Мироновка-Белая Церковь - Канев. Прикрывал отход 26 Армии . Сам БаПо был учебным. Командир - стл-т Ищенко комисар мл п-к Казарин. В состав бронепоезда входило два бронеплощадки с 2 76 мм орудиями, бронепаровоз, две конрольные платформы. Бронеавтомобиль /Ба-20ЖД??/ БЛронедрезина. На тендере имелся счетверенный "Максим". Экипаж около 100 человек.
    25 июня отражал налет немцев на Киев.. Работал на уч-ке Киев-Тетиев,Киев- Фастов. В районе Бородянки, станции Клавдиево. 29 июля отбыл в распоряжение 26 армии. Там повоевал на участке Мироновка -Канев , станция Шандры, Темпы... Погиб в районе Канева. Подорван по распоряжению Костенко. ...
    ПС По этому БеПО есть описание Б/Д но довольно примитивное...точнее сказать канонизированное в духе "рассказы комиссара". Но хоть что-то...

    57 БеПо стоял в районе ст Знаменка. Командир капитан Солохин.
    Информации - нет.

    66 Бронепоезд НКВД Учебный БЕПо . Дислоцировался в Львове.
    Действовал в районе Львов - Перемышль. Под Перемышлем поддерживал 99 СД. Отступил в район Киева где и погиб на "кладбище бронепоездов" на станции Ромодан. Нет данных по составу этого БеПО...

    75 Бронепоезд НКВД .Дислоцировался во Львове к-р ст. л-т Мешков.
    Использовал трофейную польскую матчасть (Бронепоезд Смелый)
    Прикрывал отход войск из Львовского выступа. Погиб нс станции Гусятин. подорван собственной командой.


    77 Бронепоезд НКВД. Дислоцировался в Станиславе(ИвФранковск)
    Состоял из польской трофейной матчасти - (бронепоезд Perwszy Marszalek)
    [​IMG]
    К 1.06.41 г. дислоцировался на ст.Станислав.
    С 22.06 по 28.06.41 г. находился на ст.Марковцы в полной боеготовности в резерве командира 77-го полка. За это время зенитчиками бепо подбито 2 самолета противника.
    29.06.41 г. получен приказ прикрывать работу подрывных команд у Нижневских мостов и прикрывать отход 13-го стрелкового корпуса 12-й армии. Прибыв в Отыню, бепо дежурил там до 19.00.
    В 20.00 прибыл на ст.Хриплин, дождался последних эшелонов из Станислава.
    30.06.41 г. в 6.00 стрельбой по вагону с авиабомбами разрушил Хриплинский мост.
    1.07.41 г. находился в прикрытии Нижневских мостов, вел борьбу с авиацией противника.
    2.07.41 г. получил приказание двигаться на ст.Монастержиска.
    3.07.41 г. на ст.Монастержиска в 7.00 вступил в бой с немецкой пехотой.
    В 20.00 забрал гарнизон ст.Бучач и двинулся на Ярмолинцы.
    Прикрывал работу у тоннеля за мостом через р.Стрыпа, сошла с рельсов первая бронеплощадка. Отбив атаку противника и поставив бронеплощадку на рельсы бронепоезд двинулся на ст.Пышковцы.
    5.07.41 г. прибыл на ст.Чертков. Огнем артиллерии и пулеметов бепо подавил все огневые точки противника.

    6.07.41 г. с ротой 1-го батальона 77-го полка двинулся в направлении ст.Гусятин, отразив атаку немцев у рзд.Выгнанка. Заявлено 5 подбитых танков.
    В 14.00 двинулся на ст.Копычинцы, где был атакован немецкими танками. Пользуясь мертвым пространством и закрытой местностью, они пробили правый борт, башню первой бронеплощадки. 77-й бепо сделал несколько залпов и отошел к ст.Котовка, где уничтожал пехоту противника.
    Гусятин занят немцами, перегон и станция Копычинцы, Вишнековцы - Гусятин забиты горящими эшелонами. Из донесения командира 77-го бронепоезда: "Предложил командиру бепо-75 совместно пробиваться, расчищая путь. Он отказался". Уничтожили матчасть 75-го бронепоезда.
    В 9.00 выехал на перегон Копычинцы-Гусятин. Артогнем противника был разрушен путь сзади бепо-77, а спереди он был забит составами. Оставался свободным участок в 150 м, маневрируя на котором бронепоезд вел бой с авиацией и танками противника, подбив два танка и уничтожив атаковавшую пехоту.
    От интенсивной стрельбы вышли из строя 1-е и 4-е орудия, было подбито 2-е орудие, снарядов оставался 1 боекомплект.
    В 20.00 командир бронепоезда старший лейтенант Турганов отправил раненых и приказал разрушить матчасть.
    Турганов собрал отряд из 47 человек (в т.ч. 24 из экипажа бронепоезда), который 11.07.41 г. был окружен в с.Ямпольчик Чемеровицкого района и разбит. Турганов вышел к своим 27.08.41 г. Остальной личный состав бронепоезда пробивался мелкими группами.

    Также в районе киевского котла погибло еще несколько БеПО входящих в состав западного фронта. БеПо 31, 34, 46 , 50...
     
    1 людині також подобається це.
  11. ракетчик

    ракетчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    658
    Адреса:
    россия
    ну извините . про бронепоезда вообще очень мало материала, вам может ещё отдельно выборку сделать с экипажами состоящими только из украинцев?
     
  12. Nemo ne kapitan

    Nemo ne kapitan Майор Зябликов

    Повідомлення:
    2.439
    Адреса:
    Одесса
    Оборона Одессы: .....Ведь многие из строителей даже не знали, как выглядит бронепоезд. Но это не остановило железнодорожников. Вспомнили о старом мастере Г. Г. Колягине, который весной 1919 года строил в Одессе бронепоезд «Имени командарма Н. А. Худякова». Им командовал А. Г. Железняков, погибший при прорыве кольца окружения у станции Верховцево.

    Г. Г. Колягин посоветовался с ветеранами-котельщиками, с моряками, имевшими дело с броней, и выбрал для бронепоезда маневровый паровоз серии Ов. На завод доставили листы корабельной брони и приступили к делу.

    У строителей не хватало материалов, инструмента, приспособлений. Их искали повсюду, находили, изготавливали сами и тут же запускали в работу. Вскоре на заводских путях выстроились бронеплощадки — пульмановские платформы, обшитые листами корабельной брони.

    Не только к реверсу паровоза, но и к орудиям, пулеметам встали железнодорожники. Первый одесский бронепоезд получил [41] номер 21. Комиссаром поезда стал секретарь Котовского райкома ВКП(б) В. Р. Вышинский.

    Маршал Советского Союза Н. И. Крылов свидетельствовал, что 22 августа 1941 г. в распоряжение 95-й стрелковой дивизии был направлен бронепоезд № 21. Во время боя у станции Карпово он прорвался далеко за край обороны — за Выгоду{6}. В западном секторе обороны Одессы, где занимала позиции 95-я стрелковая дивизия, сосредоточились две пехотные дивизии и 60 танков фашистов (старых французских Рено). Появление бронепоезда в тылу было для Румын "фашистов" неожиданностью. Бронепоезд № 21 расстреливал идущих в атаку гитлеровцев, бил во фланг по танкам. Они горели черными факелами. Было подбито более 20 танков. Фашисты или Румыны отступили.

    К концу августа на рубежах Одесского укрепленного района сражались уже четыре крепости на колесах. В строительстве их участвовали многие предприятия, но собирали боевые машины на заводе имени Январского восстания.

    Одному из бронепоездов дали название «Черноморец». Он отличался дерзкими, внезапными налетами на врага. Душой экипажа был его комиссар П. А. Дудко. Небольшого роста, крепко сложенный, подтянутый, в выгоревшем на солнце кителе, комиссар, казалось, никогда не разлучался со своими воинами. П. А. Дудко успевал быть и с рабочими на заводе, когда бронепоезд после жаркого боя три дня стоял на ремонте, и воодушевил их так, что, быстро завершив основные работы, они сами потребовали срочно заменить поврежденные орудия, запросили новые из Севастополя. Орудия доставили морем.................
    15 октября 41г.
    В сумерках бронепоезд вышел на однопутную ветку. После выполнения задания здесь, в районе 3-й заставы, он должен был быть взорван. Все личное оружие и одиннадцать пулеметов сняли с бронеплощадок. После недавнего жестокого боя осталось немного снарядов и ящики бутылок с горючей смесью. Последние минуты бронепоезда «За Родину!» С. П. Дикий описал так:

    — Мне и Мишкину было поручено взорвать бронепоезд. Пар в котле паровоза перекрыли и топку пополнили углем. По сторонам котла под броневым кожухом положили ящики с толом, а шнуры от них вывели за дверь паровозной будки. На бронеплощадках [44] лежали ящики с толом и бутылками, наполненными горючей смесью.

    Мы с Мишкиным зажгли шнуры. Отойдя на некоторое расстояние от паровоза, мы выстрелили из полуавтоматических винтовок по бутылкам, стоящим вдоль барьера на дальней бронеплощадке. Вспыхнул огонь, зловеще осветив бронепоезд. Потом раздался взрыв...

    Экипажи четырех бронепоездов Отдельной Приморской армии внесли достойный вклад в героическую оборону Одессы.
     

    Images:

    bepo_081.jpg
  13. alex_welt

    alex_welt Leutnant

    Рейтинг:
    2
    Відгуків:
    3
    Лоти
      на продажу:
    1
      продані:
    8
    Повідомлення:
    1.467
    Адреса:
    Nord Ukraine
    :eek: Ой ! А такие были ?
    Давайте отделять мух от котлет. Действие бронепоездов я ограничил временем 1941 года и местом действия - Украиной. Хотелось что бы поиск информации был именно в этом направлении. А не давайте все про то что на рельсах и стреляет..
    Попутно могу сказать что интересуюсь также действием БеПо в 1920-39 годах на той же территории.. Ну это уже чистый эксклюзив.
     
  14. ракетчик

    ракетчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    658
    Адреса:
    россия
    а в тот период они там кого гоняли?
     
  15. Leo Schlageter

    Leo Schlageter Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    534
    Адреса:
    Москва, Россия
    К началу войны в автобронетанковые войска Киевского особого военного округа входил 1-й Краснознаменный отдельный дивизион бронепоездов (командир - майор А.М. Макаев), в составе которого находились два легких и один тяжелый бронепоезд. Остальные бронепоезда КОВО входили в состав железнодорожных полков НКВД.
    Бронепоезд представлял собой отдельную воинскую часть численностью 650-700 человек, состоящую из штаба, боевой части и поездной бригады. Его боевая часть включала в себя 2-3 бронированные платформы, бронированный паровоз и 2-4 платформы, которые прицеплялись к бронепоезду спереди и сзади и были предназначены для перевозки стройматериалов для ремонта поврежденного железнодорожного полотна и для защиты от различных выставленных противником заграждений.
    На каждой бронеплатформе устанавливались два 76- или 107-мм орудия и 6-8 станковых пулеметов. Дальность хода бронепоезда при полной заправке топливом и водой составляла около 200 км с максимальной скоростью 50 км/час.
     
  16. alex_welt

    alex_welt Leutnant

    Рейтинг:
    2
    Відгуків:
    3
    Лоти
      на продажу:
    1
      продані:
    8
    Повідомлення:
    1.467
    Адреса:
    Nord Ukraine
    Вы имеете в виду 1920 год или 1939 ???
     
  17. Крайчек

    Крайчек Feldwebel

    Повідомлення:
    697
    Адреса:
    город-герой Киев
    Мне, например, очень интересно почитать все посты заданной темы, но,действительно, тема была четко определена. Уважаемый Ракетчик, я смотрю Вы хорошо себя чувствуете во всякого рода военно-технической теме. Поэтому дабы не отнимать у Вас хлеб;) предлагаю Вам написать о действиях бронепоездов в Крыму. Именно бронепоездОВ, а не одного "Железнякова", о котором информации имеется прилично, а о других - кот наплакал..
     
  18. ракетчик

    ракетчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    658
    Адреса:
    россия
    В первые часы войны на многих участках Львовской и Ковельской железных дорог вступили в бой с фашистами бронепоезда НКВД. Сохранились лишь немногие документы тех первых дней войны. Но и по коротким строчкам боевых донесений удается проследить героический подвиг экипажей броневых крепостей.

    В составе 10-й дивизии НКВД бронепоезд № 66 сражался на участке Перемышль — Львов. В бою под Перемышлём, поддерживая части 99-й стрелковой дивизии, экипаж бронепоезда рассеял мотострелковый батальон гитлеровцев. В ходе жестоких схваток бронепоезд № 66 под командованием майора Н. Панькова отошел к Киеву и позднее участвовал в обороне города-воина на Днепре.

    На станции Марковцы под Станиславом (ныне Ивано-Франковск) встретил войну экипаж бронепоезда 77-го полка НКВД. Бронепоездом командовал бесстрашный офицер, старший лейтенант И. Д. Турганов. Ранее он участвовал в борьбе с басмачами, был тяжело ранен, награжден орденом Красного Знамени, после длительного лечения возвратился в строй. Бронепоезд 77-го полка, построенный в 1933 году в Брянске, имел на вооружении четыре короткоствольных 76-миллиметровых орудия и 12 станковых пулеметов «максим».

    29 июня бронепоезд нес боевое дежурство на участке Хрыплин — Коломыя, создавая возможность эвакуировать эшелоны на станцию Тернополь. Рано утром 30 июня старший лейтенант И. Д. Турганов получил приказ задержать моторизованные вражеские части. Но как? Помогла находчивость. Команда подрывников доставила на мост через реку Быстрицу (у станции Хрыплин) вагон с авиабомбами. Артиллеристы бронепоезда с некоторого расстояния открыли по нему огонь. Огромный взрыв потряс окрестности. Когда рассеялся дым, бойцы бронепоезда увидели, что фермы моста беспорядочно сгрудились над водами горной реки.

    В первых приграничных боях особенно отличились бойцы второй бронеплощадки, которой командовал лейтенант И. М. Бобриков, служивший на этом бронепоезде с 1939 года.

    В результате умелых действий экипажа бронепоезда части 13-го стрелкового корпуса 12-й армии, оторвавшись от противника, заняли новые боевые рубежи...

    5 июля 1941 года бронепоезд № 77 прибыл в Гусятин и поддерживал части 77-го полка. Шли ожесточенные бои с фашистами, прорвавшимися сюда со стороны Тернополя. Немецкая авиация разбомбила железнодорожный мост через реку Збруч, отрезав путь эшелонам и бронепоездам 75-го и 77-го полков НКВД. Немецкая пехота, высадившаяся десантом на левом берегу Збруча и поддержанная танками, повела наступление на Гусятин. На станции Копычинцы поврежденный бронепоезд 75-го полка НКВД был взорван, и бронепоезд № 77 вступил в единоборство с танками противника. Умело маневрируя, он обрушил на врага свою огневую мощь. «В районе станции Выгнанка фашисты потеряли пять танков, более десяти получили повреждения и не могли двигаться», — вспоминает секретарь совета ветеранов 10-й дивизии НКВД Е. В. Серебряков.

    7 июля бронепоезд старшего лейтенанта И. Д. Турганова, оставшись без прикрытия стрелковых частей, вступил в бой. Орудия бронепоезда послали на врага сотни снарядов. Противник минометным огнем разрушил железнодорожное полотно. Бронепоезд маневрировал на участке длиной 150–200 метров. Через каждые тридцать минут фашисты обрушивали на него артиллерийский огонь и бомбовые удары. Почти десять часов длился этот неравный бой. Лишь поздно вечером, израсходовав последний боевой комплект, экипаж бронепоезда взорвал паровоз и бронеплощадки. 27 августа 1941 года И. Д. Турганов с группой бойцов перешел линию фронта и попал в расположение наших частей.

    Вскоре капитан И. Д. Турганов возглавил бронепоезд № 60, сражавшийся на участке Полтава — Харьков. Боевой путь этого бронепоезда начался в боях на участках Минск — Свислочь — Могилев. Здесь, в Белоруссии, десять бронепоездов внутренних войск НКВД — № 29, 53, 58, 73, 76, 78 и другие — вступили в сражения с наступающими гитлеровскими дивизиями группы «Центр» уже в первые дни войны.

    23 июля 1941 года командир 3-й дивизии НКВД получил распоряжение начальника войск НКВД страны, в котором определялся порядок использования бронепоездов в приграничных сражениях. «Бепо (сокращенное «бронепоезд». — Примеч. авт.) 76-го полка сосредоточить в Минске с задачей оказать огневую поддержку частям 9-й дивизии... Бепо 53-го полка сосредоточить в Полоцке, установить связь с гарнизоном моста, с подразделениями 86-го полка, оказывая им огневую поддержку...» — отмечалось в этом боевом распоряжении. [23]

    Бронепоезд № 73, которым командовал старший лейтенант Ф. Д. Малышев, находился неподалеку от Минска. На второй день войны его экипаж отражал налеты вражеских самолетов на Минск, организовывал эвакуацию эшелонов с людьми, железнодорожным имуществом, оборудованием минских заводов. 25 июня командир бронепоезда получил боевой приказ: «Срочно прибыть на станцию Белорусь для обороны в городе Заславле окружного военного склада войск НКВД».

    На пятый день войны в два часа дня по шоссейной дороге, ведущей от Заславля к Минску, появились вражеские мотоциклы-бронетранспортеры. Танки с черно-белыми крестами на бортах, автомобили с пехотой и артиллерией заполнили улицы Заславля.

    На окраине города вспыхнул бой. Гранатами и бутылками с зажигательной смесью встретили бойцы 3-й дивизии НКВД бронированные машины. Но силы были неравными. На помощь чекистам со станции Белорусь прорвался бронепоезд № 73. Огонь четырех орудий и восемнадцати пулеметов опрокинул наступающие цепи фашистов. Понеся большие потери, гитлеровцы отступили...

    Звено «юнкерсов» беспрестанно пикировало на стальную крепость, маневрирующую на участке Белорусь — Ратомка. С нее неумолчно стучали зенитные пулеметы. Два «юнкерса», загоревшись, врезались в землю. Но перевес был явно на стороне противника. Одна из площадок бронепоезда была серьезно повреждена. Дав последний залп из всех орудий, он отошел к озаренному пожарищами Минску. [24]

    В Минске команда стальной крепости была пополнена двумя отделениями пулеметчиков. Прибыл и новый комиссар бронепоезда политрук И. Н. Крискевич. Вскоре бронепоезд № 73 был переброшен на участок Осиповичи — Могилев. Здесь, неподалеку от станции Свислочь, противник высадил крупный десант, занял станцию Елизово и железнодорожный мост через Березину. Движение поездов было прервано. Бронепоезду, усиленному стрелковой ротой, было приказано отбить мост.

    Бронепоезд медленно подошел к разрушенному участку дороги. У моста уже шел бой.

    — Огонь по блиндажам! — командует Малышев.

    Еще накануне там, в этих блиндажах, был наш пост. Теперь в них укрепились фашисты. Бронепоезд бьет прямой наводкой. По сигналу ракеты десантники стремительно бегут вперед. Дерзкой атакой мост отбит. Но противник успевает взорвать рельсы по ту сторону реки...

    Ночь прошла тревожно, экипаж своими силами восстанавливал путь. Поутру положение осложнилось. К реке, стреляя на ходу, подошли вражеские танки. За ними устремилась пехота. Неся потери, рота наших десантников стала отходить. А бронепоезд принял на себя новый тяжелый бой. Вот загорелся выскочивший на мост головной танк, подавлена вражеская батарея. Под огнем пулеметов вокруг моста полегло не меньше сотни фашистских солдат.

    Корректировку огня с железнодорожной насыпи, наскоро окопавшись, вел артиллерист-разведчик Б. И. Зулаев. Возле него с биноклем в руке лежал Ф. Д. Малышев. Место не очень удобное — кругом сплошная топь.

    Вражеской разведке удалось засечь наблюдательный пункт. Впереди вспыхнул огонь, едва Зулаев успел повалить Малышева под откос, как над их головами засвистели пули. Вот с визгом невдалеке шлепнулась одна мина, за ней другая. Веером разлетелись осколки.

    Обозленные неудачей гитлеровцы вызвали на подмогу авиацию. Волна за волной выходили на цель — бронепоезд — «юнкерсы». Со злобным свистом неслись к земле бомбы. Тяжелые взрывы сотрясали окрестность. Бронепоезд стал маневрировать, не прекращая огня по врагу. Услышав команду «Огонь!», наводчик Василий Кулешов припал к панораме, навел орудие на вражеский танк. От прямого попадания танк швырнуло в сторону. Он загородил дорогу колонне. Восторг охватил Василия: «Так их, фашистов!»

    Но в этот момент один из «юнкерсов» отделился от группы и пошел вдоль железной дороги почти на бреющем полете. Очередью из крупнокалиберного пулемета были убиты кочегар и помощник машиниста. Облако белого пара взмыло над паровозом, и он стал беспомощной мишенью для врага.

    Борис Зулаев оказывал первую помощь радисту Ивану Придатко. Его товарищи Григорий Бобровник и Владимир Маслов перевязывали пулеметчика Щупака.

    Зенитчики Иван Бодия и Николай Дутченко открыли в этот день свой счет: подбитый ими «юнкерс», волоча длинный шлейф дыма, рухнул неподалеку в лесу.

    Когда самолеты отбомбились, бойцам предстала удручающая картина: прямыми попаданиями бомб изуродованы контрольные платформы, на бронированной обшивке паровоза и площадок зияли рваные раны, рельсы полотна покарежены и скручены, на насыпи виднелись огромных размеров воронки.

    Вражеские танки, отыскав мост выше по течению реки, обошли бронепоезд.

    — Снять замки с орудий, взять пулеметы, — скомандовал Малышев, — взорвать бронепоезд!

    Мелкими группами рассредоточились по лесу бойцы. Местом сбора наметили Могилев.

    Уже давно не отвечал врагу бронепоезд, но немецкие танки били и били по нему снарядами. Бронепоезд погиб. Растерзанный, почерневший от копоти, он еще долго стоял как памятник солдатскому мужеству.

    После тяжелых боев на Березине личный состав бронепоезда № 73 прибыл в Брянск. Как вспоминал ветеран бронепоезда Б. И. Зулаев, железнодорожники Брянска сформировали новый бронепоезд — два мотоброневагона (МБВ), оснащенных 76-миллиметровыми орудиями и одиннадцатью станковыми пулеметами. В составе экипажа насчитывалось 196 человек. В августе 1941 года бронепоезд был переброшен под Москву.
     
  19. ракетчик

    ракетчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    658
    Адреса:
    россия
    Трагической оказалась боевая судьба бронепоезда 58-го полка внутренних войск НКВД. На перегоне Барановичи — Погорельцы он принял первый, но неравный бой. Бывший наводчик орудия И. В. Соколов потом вспоминал:

    — Бронепоезд оказался зажатым с двух сторон. Впереди путь был разрушен бомбами. В метрах трехстах от нашей стоянки проходила грунтовая дорога, по которой двигались фашистские войска. Хорошо замаскировавшись, мы ждали, когда подойдет вражеская техника. И вот показалась колонна танков и бронетранспортеров. Их люки были открыты. Смело высунувшись по пояс, танкисты обозревали дорогу.

    Мы открыли огонь одновременно из четырех орудий. Танки начали расползаться по полю. Два из них загорелись, вышло из строя и несколько бронетранспортеров. Гитлеровцы в панике покидали машины, спеша укрыться в роще. В течение нескольких минут мы расстреливали фашистов, нанося им значительный урон.

    Но вскоре бронепоезд оказался под ответным огнем. Снаряды прошивали стенки бронеплощадок. От прямых попаданий орудия заклинило. Погибали бойцы. Только с наступлением сумерек фашисты прекратили обстрел. По приказу командира — старшего лейтенанта Подгорного — мы покинули неподвижный броневой состав...
     
  20. ракетчик

    ракетчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    658
    Адреса:
    россия
    7 июля 1941 года на подступах к столице Советской Украины создалась тяжелая обстановка. Войска 5-й армии, измученные непрерывными боями, сражались под Коростенём, контратакуя противника в левый фланг и тыл. Дивизии 6-й армии стояли насмерть, стремясь отбросить гитлеровцев от Бердичева. Гарнизон Киевского укрепленного района сумел остановить вражеские танки на реке Ирпень в 20 километрах от города. В поддержку войск Юго-Западного фронта поднялись трудящиеся Киева. Части Красной Армии пополнили 200 тысяч бойцов и командиров. Было сформировано 13 истребительных батальонов и 19 отрядов народного ополчения, которые объединили около 35 тысяч бойцов-киевлян.

    По инициативе ополченцев Железнодорожного района Киева рабочие паровозоремонтного завода приступили к оборудованию первого бронепоезда. «Мы готовы в любое время вместо молотка и зубила взять винтовку, сесть в танк, встать к пушке», — так выразил настроение строителей броневого состава рабочий П. К. Лукашевич.

    Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза И. X. Баграмян, рассказывая о героической обороне Киева, отмечал: «7 июля 1941 года готов первый бронепоезд. На нем было установлено несколько орудий и 40 пулеметов. Для укомплектования команды, состоящей из 120 человек, было подано почти 10 тысяч заявлений от рабочих-добровольцев. Командиром бронепоезда был назначен заместитель начальника политотдела Юго-Западной железной дороги А. С. Тихоход»{5}. [30]

    Первый бронепоезд киевлян получил условное наименование «Литер А». В боевые действия экипаж его вступил на участке Коростень — Новгород-Волынский.

    На рассвете 11 июля гитлеровцы решили захватить станцию Яблонец, которая открывала им путь на Коростень, а затем и на Киев. На помощь нашим войскам 27-го стрелкового корпуса был отправлен бронепоезд с бойцами истребительного батальона. Когда противник перешел в атаку, чтобы овладеть станцией, из-за железнодорожных зданий на полном ходу вылетел бронепоезд и открыл огонь из пушек и пулеметов. Потеряв около 200 человек убитыми и ранеными, гитлеровцы отступили.

    Десять дней потребовалось железнодорожникам Киевского вагоноремонтного завода, чтобы построить второй бронепоезд — «Литер Б». Командование им принял ответственный работник Управления Юго-Западной железной дороги Л. В. Василевский. Стальная крепость участвовала в десятках боев на участках Жуляны — Боярка — Васильков (железнодорожной линии Киев — Фастов). В команде бронепоезда сражались работницы Юго-Западной дороги, ставшие бесстрашными разведчицами — Татьяна Диденко и Ольга Гаркавец.

    В первых числах августа гитлеровцы захватили станцию Боярка. Таня Диденко была послана в разведку. Она прошла мимо скопления вражеских поездов и составов с горючим. Ночью в районе Крюковщины Тане удалось вновь перейти линию фронта и сообщить командованию собранные сведения. Было решено нанести неожиданный ночной удар бронепоездов под командованием А. С. Тихохода и Л. В. Василевского.

    Бронепоезда «Литер А» и «Литер Б», оглушая окрестности паровозными гудками, совершили дерзкий налет на станцию Боярка. Были уничтожены десятки вагонов с боеприпасами, огненными факелами взметались к небу рвущиеся цистерны с бензином, предназначенным для танков и самолетов гитлеровцев.

    Действия бойцов бронепоездов отличались не только смелостью и отвагой, но и находчивостью.

    Вражескому десанту удалось захватить станцию Жуляны, где находились несколько вагонов со снаряжением для нашей авиации. Командир бронепоезда «Литер А» А. С. Тихоход принял смелое решение — прорваться на станцию и спасти военное имущество. Разведка установила, что при въезде на станцию захватчики сняли четыре звена рельсов и разобрали небольшой мост. Бронепоезд с командой путейцев-ремонтников и группой бойцов истребительного батальона ночью двинулся в путь. За короткое время полотно железной дороги и мост были восстановлены. В 4 часа утра бронепоезд ворвался на станцию и открыл ураганный огонь по врагу. В ходе боя станция была освобождена от захватчиков, а вагоны с ценным грузом вывезены в Киев. [31]
     
    1 людині також подобається це.
  21. ракетчик

    ракетчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    658
    Адреса:
    россия
    В дни героической обороны Киева отважно сражались железнодорожники, составившие экипаж бронепоезда, который построили рабочие Дарницкого вагоноремонтного завода. Командиром этого бронепоезда стал секретарь парткома Киевского железнодорожного узла С. П. Голованев. Почти 40 боевых операций на счету отважного экипажа. В боях было уничтожено 30 орудий и минометов, сбито и повреждено 12 вражеских самолетов, сотни фашистских солдат нашли себе могилу на днепровских кручах от меткого огня орудий и пулеметов, установленных на бронепоезде.

    В Киеве на базе учебного бронедивизиона войск НКВД 23 июня 1941 года был сформирован бронепоезд № 56. Материальная часть его представляла собой две бронеплощадки с четырьмя 76-миллиметровыми орудиями и шестнадцатью станковыми пулеметами, бронепаровоз и две платформы прикрытия, на одной из которых были установлены противотанковая пушка и зенитный пулемет. В состав команды вошли более 100 человек — артиллеристы, пулеметчики, а также взвод разведки и связи, обслуживавшие бронедрезину. Командиром бронепоезда был назначен старший лейтенант П. К. Ищенко, комиссаром — младший политрук В. А. Казарин.

    В первые же дни обороны Киева бронепоезд № 56 был переброшен к станции Тетерев. Фашистские танки, перерезав шоссе Киев — Житомир, двинулись к Бородянке. Старшему лейтенанту П. К. Ищенко была поставлена боевая задача — не допустить противника к железной дороге на участке Коростень — Киев, обеспечить эвакуацию населения и подвоз боевых пополнений.

    Бывший наводчик орудия бронепоезда, подполковник в отставке И. Я. Малашенков вспоминает:

    — На входных стрелках станции Бородянка бронепоезд едва снизил скорость. Разом ударили орудия. Огонь корректировал начальник штаба капитан Мартыненко. Снаряды точно ложились в цель. Один за другим загорелись три вражеских танка. Метко работали бойцы орудийного расчета сержанта Смирнова. Стремясь отрезать бронепоезд, к переезду устремились два танка. Но первыми же выстрелами они были подожжены. Отлично сработал наводчик орудия Жануков и командир орудия сержант Кожевников... Не выдержав меткого огня, фашисты прекратили атаки на Бородянку.

    — На утро, еще до рассвета, двинулись к станции Клавдиево, в семи километрах от Бородянки, — дополняет И. Я. Малашенкова бывший машинист бронепоезда № 56 П. И. Васянович. — Выбрав лощину между густыми посадками, тщательно замаскировались. Едва взошло солнце, бомбардировщики появились над полотном железной дороги. Бомбовый удар фашисты наносили по мосту через реку Сдвиж у станции Бородянка. Бронепоезд двигался медленно. Вдруг наблюдатель показал рукой в сторону большой поляны. На ней, замаскировавшись в кустах, стояли танки с черными крестами. Бойцы замерли у орудий. Но старший лейтенант П. К. Ищенко не торопился открыть огонь. Сначала надо было выявить расположение ближайших батарей противника. На опушке леса сверкнули вспышки — это дали залп вражеские орудия. Вот теперь пора вступать в бой и бронепоезду. Точный выстрел первого орудийного расчета, и задымился один из танков, завертелся на месте с перебитой гусеницей. По вспышкам выстрелов танки врага почувствовали, что огонь ведет подвижная артиллерийская батарея. Но бронепоезд был хорошо замаскирован, ведя бой со стороны солнца. Гитлеровцы в первые минуты так и не могли понять, откуда их атаковали, кто обрушил на них такой шквал огня. Танки расползались по поляне, но их настигали удары метких артиллеристов бронепоезда. И лишь после того как на бронепоезд был направлен массированный огонь вражеской артиллерии и минометов, он, маневрируя, отошел на запасную позицию...
     
  22. ракетчик

    ракетчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    658
    Адреса:
    россия
    20 июля 1941 года бронепоезд № 56 отбыл в распоряжение командующего 26-й армией генерал-лейтенанта Ф. Я. Костенко. Ему была поставлена задача оборонять участок Белая Церковь — Мироновка — Канев. В боях южнее Киева экипаж стальной крепости не раз отражал атаки врага, поддерживая части 14-го кавалерийского корпуса. В один из рейсов, стараясь не производить шума, бронепоезд сблизился с противником. Бронепоездная артиллерия и пулеметы обрушили на немцев, сосредоточившихся на опушке рощи, свинцовый шквал. Обстреляв гитлеровцев, бронепоезд отошел с поля боя. Эта короткая мощная огневая поддержка позволила прорваться из окружения бойцам 558-го стрелкового полка.

    В другой раз армейская разведка сообщила старшему лейтенанту П. К. Ищенко, что атакующие их два полка вражеской пехоты сосредоточиваются в селах Черныши и Потанцы. Еще два полка вышли из села Пищальники и движутся вдоль железнодорожного полотна к поселку Трошин. Бронепоезд выехал к этим населенным пунктам и вскоре обнаружил наступающих гитлеровцев. Немцы прекрасно видели, что перед ними советский бронепоезд, но они шли во весь рост, засучив рукава, что-то кричали, палили в воздух из автоматов, напоминая пьяную толпу. Это была настоящая психическая атака. Но экипаж «Бориса Петровича», как уважительно звали бронепоезд бойцы, не растерялся. Артиллеристы хладнокровно зарядили орудия шрапнельными и осколочными снарядами и дали залп. Фашисты, несмотря на потери, продолжали идти вперед и вскоре оказались в зоне пулеметного огня. П. К. Ищенко приказал открыть огонь изо всех шестнадцати пулеметов. Военком В. А. Казарин заменил раненого пулеметчика. Свинцовый ливень бронепоезда отрезвил гитлеровцев, они начали окапываться. [33]

    В это время другой отряд гитлеровцев зашел в тыл стальной крепости и открыл огонь из орудий с близкого расстояния. Группа немецких солдат сделала попытку взобраться на насыпь и подорвать железнодорожное полотно. Расстреляв эту группу в упор, бронепоезд благополучно отошел. Фашистские автоматчики в это время оправились от шока и короткими перебежками двинулись к станции. 56-му пришлось вернуться и открыть огонь, отбивая атаку. В течение второй половины дня бронепоезд еще шесть раз выходил для огневых налетов на открытую позицию.

    Обстановка южнее Киева продолжала ухудшаться. Части Красной Армии отходили на левый берег. Бронепоезду № 56 было поручено прикрывать переправу в районе города Канев. К вечеру он прибыл на станцию и сразу же попал под ожесточенную бомбардировку. Многие здания, железнодорожные сооружения, пути оказались разрушенными. Но «Борис Петрович», находясь в постоянном движении, остался цел и невредим. Он отошел к мосту через Днепр и оттуда целую ночь вел огонь. Хотя позиция была неудобная, открытая, другой найти не представилось возможным. Бронепоезд маневрировал, стараясь избежать попадания вражеских снарядов. Но снаряды рвались вокруг, часто разрушали железнодорожное полотно, уменьшая радиус маневрирования. Правда, ремонтники быстро восстанавливали поврежденные участки, меняя шпалы и рельсы, а машинисты, проявляя все свое умение, буквально чудом уводили бронепоезд из-под обстрела.

    И все же чудес на свете не бывает. На рассвете под колеса стальной крепости угодил снаряд. Вторая бронеплощадка сошла с рельсов. Командир и комиссар решили произвести ремонт немедля, под непрерывным огнем противника. В помощь ремонтной бригаде штаб 26-й армии выделил взвод из железнодорожного восстановительного батальона. Через несколько часов общими усилиями бронеплощадку удалось поднять. И снова застучали колеса.

    Через полчаса «Борис Петрович» достиг заданного района и открыл огонь. Мимо шли запыленные пехотинцы, ехали повозки с ранеными, проносились автомобили с разным военным имуществом. Командир ближайшей части, прикрывавшей отход, попросил подавить два пулемета на колокольне в Бобрицах и уничтожить наблюдателей на ветряных мельницах в Гришенце. Наводчик Жакупов обещал истратить на пулеметчиков не больше пяти снарядов, но уже после второго выстрела колокольня рухнула. Та же участь постигла и наблюдателей на ветряных мельницах.

    Бой не стихал весь день. Авиация противника периодически бомбила мост. Во время одного из налетов была сильно повреждена центральная опора моста. Бронепоезд оказался отрезанным: [34] впереди противник, позади Днепр. Правда, саперы вскоре обеспечили проезд, но только для автомобильного и гужевого транспорта, а бронепоезд не мог выехать даже на заправку.

    Огонь противника продолжал усиливаться. И в это время появились вооруженные катера нашей речной флотилии. Это была своевременная и солидная помощь. Вместе с катерами бронепоезд повел по фашистам мощный ответный огонь. Бронеплощадки заполнились дымом и пороховыми газами. У бойцов кашель разрывал грудь, слезились глаза. Они угорали, задыхались. Попытка открыть двери для проветривания окончилась трагически. Капитан Мартыненко тут же рухнул, тяжело раненный осколком мины. Стоявшие рядом с ним сержант Панин, военфельдшер Губский и кочегар паровоза Вашурков получили легкие ранения. Их перевязали, и они остались в строю.

    Во второй половине дня бомбежка усилилась. Полотно железной дороги получило многочисленные повреждения, и стальная крепость лишилась маневра. К счастью, рано стемнело и бой постепенно затих. На следующее утро, видя, что бронепоезд стал неподвижным, гитлеровцы смелее начали атаковать наши отходящие войска, пытаясь отрезать их от переправы. Но по-прежнему бронепоезд своим огнем срывал их планы. И снова весь день бушевал бой.

    Погода испортилась — подул холодный ветер, небо заволокли грозовые тучи. Днепр покрылся белыми гребнями волн. Над «Борисом Петровичем» кружили «юнкерсы». Взрывом фугаски сорвало броню с левой стороны паровоза, пробило котел и тендер. Погибли три бойца экипажа и несколько человек получили ранения. Но орудия и пулеметы сохранились и продолжали вести огонь. Военком В. А. Казарин занял место у пулемета.

    В двадцать часов на бронепоезд налетело 30 бомбардировщиков. На этот раз случилось непоправимое. От взрыва бомбы одну бронеплощадку сбросило с рельсов, другую повредило. Уцелевшие бойцы заняли круговую оборону.

    Решив, что бронепоезд погиб, гитлеровцы пошли в атаку, стремясь захватить мост. В это время и ожила уцелевшая бронеплощадка: ударили ее пушки и пулеметы. Открыли огонь и бойцы, занимавшие круговую оборону. Не ожидавшие такого сопротивления гитлеровцы отступили.

    С болью в сердце снимали бойцы пулеметы с бронеплощадок, вынимали замки из орудий. Затем, взяв все, что можно унести, они двинулись к Днепру. Лейтенант Н. А. Цепковский с группой подрывников заминировал искалеченные орудия и бронеплощадки. «Прощай, «Борис Петрович», богатырь наш», — произнес лейтенант. Через минуту раздался взрыв.

    Уже светало, когда экипаж выстроился у опушки леса, на левом берегу Днепра. П. К. Ищенко и В. А. Казарин подвели [35] итог пятидесятидневных боев. Погиб бронепоезд, а с ним и девять бойцов экипажа, пятнадцать человек получили ранения. Но враг заплатил за это дорогой ценой. На боевом счету экипажа один сбитый «юнкерс», одиннадцать подбитых танков, пять бронированных тягачей, две бронемашины. Уничтожено пять противотанковых орудий, двенадцать минометов, две артбатареи и около трех тысяч гитлеровцев. Несколько частей Красной Армии с помощью бронепоезда № 56 вышли из окружения.

    29 декабря 1941 года все бойцы и командиры стальной крепости были награждены орденами и медалями. Девятнадцать человек получили орден Красного Знамени, двадцать два — орден Красной Звезды. Капитан П. К. Ищенко и комиссар В. А. Казарин заслужили высшую награду Родины — орден Ленина. 14 апреля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР бронепоезд был награжден орденом Красного Знамени.

    Несмотря на массовый героизм воинов Юго-Западного фронта, оборона Киева завершилась большим стратегическим поражением советских войск. 7 сентября 1941 года крупные силы 2-й танковой группы генерала Гудериана прорвались к Конотопу, Бахмачу, оказались значительно восточнее Днепра. Одновременно соединения 17-й немецкой армии в районе Кременчуга форсировали Днепр и устремились на север. 10 сентября 1941 года в районе Ромны — Лохвица танковые части Гудериана и Клейста соединились. Северная и южная группировки гитлеровцев прочно сомкнули кольцо вокруг 5, 26 и 37-й армий. В железные тиски окружения попали почти 465 тысяч бойцов и командиров Юго-Западного фронта. В их числе экипажи всех бронепоездов, оборонявших Киев.
     
  23. ракетчик

    ракетчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    658
    Адреса:
    россия
    Судьбы личного состава этих бронепоездов полны героизма и трагической безысходности.

    Только утром 19 сентября 1941 года по приказу Ставки Верховного Главнокомандования начался отход дивизий 37-й армии из Киева. Чекисты 4-й дивизии НКВД полковника Ф. М. Мажирина, назначенного последним комендантом Киева, вместе с железнодорожниками 31-го мостового батальона 25-й железнодорожной бригады, поддерживаемые огнем бронепоезда под командованием С. П. Голованева, взорвали в Киеве все железнодорожные мосты (имени Г. И. Петровского, имени Е. Бош, Дарницкий), остановив наступление гитлеровцев на правом берегу Днепра.

    Поддерживая части 87-й стрелковой дивизии на участке Дарница — Борисполь, с боями отступали и бронепоезда № 31, 34 и 66 внутренних войск НКВД.

    Утром 20 сентября 1941 года фашистские танки прорвались к Борисполю и рассекли главные силы 37-й армии. Но бронепоездной группе удалось прорваться через реку Трубеж к [36] станции Березань. Здесь в большом лесном массиве между реками Трубеж и Супой сражались окруженные части под общим командованием начальника штаба 37-й армии генерала К. П. Доброседова.

    О последних боевых операциях киевских крепостей на колесах поведал инженер 31-го мостового батальона В. С. Кардаш:

    — 31-й батальон вместе с мостопоездом и пятью бронепоездами отступал по незанятой врагом линии Дарница — Гребенка. Бронепоездами командовал майор Н. Паньков, командир бронепоезда № 66 НКВД. У артиллеристов почти не осталось снарядов. Действовало лишь по одному орудию, установленному на бронеплощадках. Фашисты то и дело бомбили колонну. Дважды вручную приходилось поднимать площадки, сошедшие с рельсов. Четверо суток пробивались с боями железнодорожники и бойцы бронепоездов. Фашистские самолеты разбрасывали листовки, в которых предлагали советским воинам сдаваться в плен. В один из дней, воспользовавшись задержкой при восстановлении пути, гитлеровцы окружили нас. Но железнодорожники, подпустив врага на близкое расстояние, открыли огонь, а затем пошли в штыковую атаку...

    В районе Яготина гитлеровцы взорвали мост через реку Супой. Бронепоезд киевских железнодорожников «Литер А» оказался отрезанным у станции Переяславская. Израсходовав последние боеприпасы, экипаж взорвал материальную часть бронепоезда. Прорываясь из окружения, на берегу Супоя железнодорожники приняли неравный бой с фашистами. Подняв бойцов в атаку, погиб отважный командир бронепоезда «Литер А» Степан Петрович Голованев.

    27 сентября 1941 года в районе станции Ромодан бронепоезда № 31, 34 и 66 израсходовали последние боеприпасы и были взорваны.

    Трагической оказалась судьба и бронепоездов 6-го отдельного дивизиона, сформированного в Брянске 2 июля 1941 года. Один из бронепоездов этого дивизиона прибыл из состава 4-го ОДБП. В экипаж другой броневой крепости добровольно вступили десятки молодых рабочих со всех предприятий Брянска. Комиссаром поезда стал секретарь Брянского горкома ВЛКСМ А. Е. Локшин.

    Бронепоезда 6-го дивизиона сражались в составе 21-й армии Центрального фронта в Полесье, сдерживали наступление фашистов под Пинском, Гомелем, Черниговым и Бахмачем.

    В ходе боев на Черниговщине в районе станции Щорс в оперативное подчинение дивизиона прибыл бронепоезд № 46 под командованием капитана В. К. Немазанникова. Бронепоезд был построен в Брянске еще до войны, сражался в первых боях в Литве и Латвии — под Шяуляем, Паневежисом, Даугавпилсом. Ветеран бронепоезда № 46 В. Г. Худик рассказывает: [37]

    — Экипаж понес большие потери. Погиб наш «пушечный король» — наводчик Николаев, который показывал лучшие результаты стрельбы по движущимся целям. В боях были повреждены бронеплощадки, бронепаровоз, орудия. Наш броневик был направлен на ремонт в Брянск...

    В начале сентября 1941 года на железнодорожном участке Низковка — Мена бронепоезда 6-го дивизиона нанесли неожиданный удар по наступающим вражеским колоннам. Сотни гитлеровцев были уничтожены метким огнем. 6-го сентября 1941 года на берегу Десны в районе станции Макошино бронепоезда были отрезаны гитлеровскими танками. Вражеская авиация и артиллерия обрушили страшный удар. Только четырнадцать человек, возглавляемых капитаном В. К. Немазанниковым, уцелели в бою. Уничтожив поврежденные бронепоезда, под покровом ночи они переправились через Десну.

    Вскоре майор В. К. Немазанников возглавил 12-й отдельный дивизион, а некоторые бойцы бронепоезда № 46 вошли в состав формировавшегося 31-го ОДБП.
     
    1 людині також подобається це.
  24. ракетчик

    ракетчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    658
    Адреса:
    россия
    Бронепоезд «Маршал Буденный»
    В самом начале героического сражения с гитлеровскими захватчиками за столицу Советской Украины начальник Полтавского паровозостроительного завода Т. В. Гаевой 20 июля 1941 года получил два ответственных документа — телеграмму из НКПС об эвакуации завода в Красноярск и указание штаба Юго-Западного фронта о строительстве бронепоезда для защитников Киева.

    Вторая задача оказалась самой трудной для коллектива. Не было ни чертежей, ни броневых листов, ни опыта подобного строительства. В гражданскую войну в цехах завода не строили, а только ремонтировали бронепоезда. Но на собраниях котельного, паровозосборочного цехов рабочие постановили: строительство бронепоезда считать чрезвычайным, первоочередным заданием.

    Для подбора паровоза в депо Гребенка был командирован машинист В. А. Дворовенко. На станции Полтава нашли два 60-тонных полувагона, предназначенных под бронеплощадки. А вскоре прибыл и паровоз. После коротких работ по усилению осей и букс паровоза началось его бронирование. В тендерном Цехе стальными листами обшивали тендер. [38]

    Наиболее трудоемкие работы развернулись в котельном цехе, где оборудовались бронеплощадки. Мастера Г. П. Иващенко, М. Я. Ткачук, Н. Т. Фещенко, начальник цеха К. И. Штриголь вместе с котельщиками считали себя мобилизованными для выполнения фронтового заказа, сутками не уходили домой, показывали примеры самоотверженной работы.

    Представитель штаба Юго-Западного фронта полковник Чебров своевременно организовал доставку артиллерийских орудий и пулеметов для установки их на бронеплощадках.

    На призыв партийного комитета завода вступать в команду бронепоезда откликнулись более 50 человек. Первыми принесли заявления мастер тендерного цеха И. Г. Луговой, начальник разборочного цеха инженер В. В. Преображенский, котельщики П. П. Андрущенко, А. Н. Мищенко, комсомольцы: электросварщик А. П. Муха, слесарь А. Д. Скряга и другие. Коммунисты завода избрали секретаря партбюро котельного цеха Б. Г. Юхимца парторгом бронепоезда. В паровозном депо Полтава машинисты-добровольцы В. И. Чистяков, И. Д. Билык, А. В. Булавин, И. В. Бабич, А. Д. Лучко, Е. С. Семенов формировали паровозные бригады для работы в боевых условиях.

    1 августа 1941 года работы по строительству и монтажу вооружения были завершены. Под командованием старшего батальонного комиссара П. С. Кривко боевая машина прошла испытания и первые стрельбы у станции Кочубеевка.

    С 18 августа 1941 года бронепоезд «Маршал Буденный» (так его назвали полтавчане) стал нести патрульную службу. В его задачу входила защита моста через реку Псел у станции Потоки от налетов вражеских самолетов, а также днепровских переправ от выброски десантов у Кременчуга.

    21–22 августа бронепоезд сопровождал командующего войсками Юго-Западного направления Маршала Советского Союза С. М. Буденного в поездках на станции Новомосковск, Павлоград, Синельниково. Отсюда маршал выезжал в войска на передовой линии фронта.

    31 августа 1941 года гитлеровцы форсировали Днепр севернее Кременчуга и развернули наступление на Полтаву. В течение трех суток бронепоезд «Маршал Буденный» вел мощный артиллерийский обстрел фашистов на северной окраине села Потоки. Особенно отличились артиллеристы второй бронеплощадки. Командир бронеплощадки лейтенант А. И. Козарь, забравшись на высокий тополь, умело корректировал огонь. Благодаря его действиям были поражены гитлеровские орудия, склады с боеприпасами, танки и мотопехота, скопившиеся для прорыва к городу, а также живая сила противника.

    Вечером 4 сентября на станции Галещино командир бронепоезда капитан Яблонский получил срочный приказ — взять на бронеплощадки взвод десантников и прибыть на станцию Потоки. [39]

    — Мы подъезжали к Потокам, — вспоминал бывший парторг бронепоезда, капитан в отставке Б. Г. Юхимец, — как вдруг ощутили сильный толчок и раздался грохот взрыва. У артиллерийских установок погасло электроосвещение, прервалась связь с командирской рубкой на паровозе. Фашисты взорвали путь, и мы попали в засаду. Вместе с комиссаром П. С. Кривко я находился на второй бронеплощадке. Высунувшись в верхний люк, я увидел, что паровоз и бронеплощадка накренились набок. Пушки первой бронеплощадки «смотрели в землю».

    Гитлеровцы со всех сторон начали атаку поврежденного бронепоезда. Бойцы первой бронеплощадки отражали эти атаки метким винтовочным огнем и ручными гранатами. В. В. Преображенскому пришлось заменить пулеметчика, но он был тяжело ранен. Подносчик снарядов Н. Романов бросился ему на помощь, но тут же был сражен вражеским осколком. Подбежала санинструктор А. Ф. Николаенко, взвалила В. В. Преображенского на свои плечи и смогла унести его в укрытие. Артиллерийскую дуэль вели с противником бойцы второй бронеплощадки лейтенанта А. И. Козаря. Фашисты сосредоточили на ней весь огонь. Но крепка оказалась полтавская броня. Командир орудия В. Молодцов и наводчик В. Сергиенко уничтожили два орудия, легкий танк, обстреливавшие бронепоезд...

    Однако термитным снарядам гитлеровцев удалось все же пробить броню. На стеллажах уже загорелись ящики с боеприпасами, а В. Молодцов с обожженными руками посылал еще снаряд за снарядом в казенник орудия... [40]

    Команда подрывников взорвала поврежденный бронепоезд, и глубокой ночью бойцы бронепоезда вышли из вражеского окружения. В бою погибли пулеметчики А. П. Муха, Н. В. Ромашев, помощник машиниста Я. И. Чагин и другие члены экипажа.

    14 сентября 1941 года тридцать бойцов-полтавчан прибыли в Харьков и влились в команду бронепоезда «За Родину!».
     
  25. ракетчик

    ракетчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    658
    Адреса:
    россия
    В начале августа 1941 года фашистские захватчики прорвались к Одессе. Враг не только стоял у ее ворот, но и все яростнее ломился в них. Бои шли на западе — под Беляевкой, севернее Одессы — по обе стороны железной дороги на Тирасполь и у Аджалыкского лимана. «Товарищи! Враг у ворот Одессы...» Эти строки из обращения городского комитета партии к населению с листовок, расклеенных на стенах домов, говорили каждому о нависшей смертельной опасности.

    В те дни на заводе имени Январского восстания, известного в городе революционными традициями, началось строительство бронепоезда. Не остались в стороне от важного дела и коллективы паровозных депо Одесса-Товарная и Одесса-Сортировочная, других предприятий.

    Трудности возникли сразу. Ведь многие из строителей даже не знали, как выглядит бронепоезд. Но это не остановило железнодорожников. Вспомнили о старом мастере Г. Г. Колягине, который весной 1919 года строил в Одессе бронепоезд «Имени командарма Н. А. Худякова». Им командовал А. Г. Железняков, погибший при прорыве кольца окружения у станции Верховцево.

    Г. Г. Колягин посоветовался с ветеранами-котельщиками, с моряками, имевшими дело с броней, и выбрал для бронепоезда маневровый паровоз серии Ов. На завод доставили листы корабельной брони и приступили к делу.

    У строителей не хватало материалов, инструмента, приспособлений. Их искали повсюду, находили, изготавливали сами и тут же запускали в работу. Вскоре на заводских путях выстроились бронеплощадки — пульмановские платформы, обшитые листами корабельной брони.

    Не только к реверсу паровоза, но и к орудиям, пулеметам встали железнодорожники. Первый одесский бронепоезд получил [41] номер 21. Комиссаром поезда стал секретарь Котовского райкома ВКП(б) В. Р. Вышинский.

    Маршал Советского Союза Н. И. Крылов свидетельствовал, что 22 августа 1941 г. в распоряжение 95-й стрелковой дивизии был направлен бронепоезд № 21. Во время боя у станции Карпово он прорвался далеко за край обороны — за Выгоду{6}. В западном секторе обороны Одессы, где занимала позиции 95-я стрелковая дивизия, сосредоточились две пехотные дивизии и 60 танков фашистов. Появление бронепоезда в тылу было для фашистов неожиданностью. Бронепоезд № 21 расстреливал идущих в атаку гитлеровцев, бил во фланг по танкам. Они горели черными факелами. Было подбито более 20 танков. Фашисты отступили.

    К концу августа на рубежах Одесского укрепленного района сражались уже четыре крепости на колесах. В строительстве их участвовали многие предприятия, но собирали боевые машины на заводе имени Январского восстания.

    Одному из бронепоездов дали название «Черноморец». Он отличался дерзкими, внезапными налетами на врага. Душой экипажа был его комиссар П. А. Дудко. Небольшого роста, крепко сложенный, подтянутый, в выгоревшем на солнце кителе, комиссар, казалось, никогда не разлучался со своими воинами. П. А. Дудко успевал быть и с рабочими на заводе, когда бронепоезд после жаркого боя три дня стоял на ремонте, и воодушевил их так, что, быстро завершив основные работы, они сами потребовали срочно заменить поврежденные орудия, запросили новые из Севастополя. Орудия доставили морем.

    Немцы и румыны обстреливали «Черноморец» на определенных участках железнодорожного полотна, стремясь разбить путь, вводили в действие авиацию. Искореженные рельсы удавалось исправлять только ночью. Но и это было небезопасно. Враг освещал полотно железной дороги ракетами. На ремонт уходила вся бригада — бойцы Сонин, Божок, Дубинчук, Фросиничев и другие. Вперед высылали дозор, сзади их охраняли два пулеметчика — И. Жибжиков и К. Еринджаев. Когда путь был восстановлен, экипаж снова дерзко атаковал врага.

    Команда бронепоезда как-то решила прорваться в расположение противника и обстрелять его. «Черноморец» стремительно пересек передний край обороны, вышел на ничейную полосу и, не сбавляя хода, двинулся дальше. Матросы-артиллеристы расстреливали прямой наводкой мечущихся в панике фашистов. Однако вскоре гитлеровцы опомнились и пошли в наступление. Их умело встретили меткие пулеметчики. Бронепоезд, выполнив намеченную операцию, начал отходить. И опять, быстро набирая скорость, проскакивал между разрывами снарядов. Но впереди [42] внезапно оказались развороченные взрывом рельсы. Наблюдатель вовремя дал сигнал на командный пункт — три коротких звонка. «Черноморец» остановился в нескольких метрах от поврежденного полотна. Обстрел бронепоезда противником продолжался. И все же ремонтная бригада со своей задачей справилась. Путь починить удалось. У убитого в этом районе румынского юнкера Михая Олтяну нашли дневник с записью: «Сегодня утром появился бронепоезд противника и открыл бешеный огонь. Снаряды и пули сыпались градом. Потери у нас огромные».

    Четвертым по счету из завода имени Январского восстания вышел бронепоезд «За Родину!». Его командир М. Р. Чечельницкий сколотил из команды выздоравливающих моряков дружный экипаж численностью 150 человек. 29 августа на митинге, когда изготовленную крепость на колесах передавали представителям Отдельной Приморской армии, команда бронепоезда заверила, что такой боевой экипаж, как их, не пустит врага в город. Боец бронепоезда С. П. Дикий позже писал: «Мы получали заботливые и вместе с тем деловые послания от рабочих и тут же отвечали, заверяли, что оправдаем доверие, будем наносить врагу сокрушительный удар. У нас установилась непрерывная связь с рабочими завода. Экипаж читал письма, полные благодарности за успешные боевые действия, смелые выходы и налеты на врага. Мы знали, что в цехах напряженно трудятся, не уходят домой отдыхать по нескольку суток. Это еще больше поднимало нашу ответственность за свои действия. Завод был для нас вторым штабом, перед которым мы отчитывались».

    Бронепоезд «За Родину!» под командованием лейтенанта М. Р. Чечельницкого сразу вступил в бой с гитлеровцами на ближних подступах к Одессе. Вдребезги разнес он мощные батареи противника, которые обстреливали город, но и сам, получив повреждения, остановился. На неподвижный бронепоезд противник обрушил шквал минометного огня. На помощь экипажу пришли ремонтные бригады путейцев. Под обстрелом они исправили путь, подняли подбитую бронеплощадку.

    Перед каждым огневым налетом вперед уходили разведчики во главе со старшиной 1-й статьи С. Барановым, а также наблюдатели-корректировщики лейтенанты Г. З. Волков и В. А. Синенков.

    Бронепоезд «За Родину!» энергично действовал на участке от 1-й заставы до Сухого Лимана и Татарки, поддерживал 2-ю кавалерийскую дивизию полковника П. Г. Новикова. Базировался бронепоезд на 2-й заставе. С позиции 16-й железнодорожной батареи он вел огонь.

    Однажды бронепоезда «За Родину!» и № 21 получили задание подавить вражеские зенитные батареи. После внезапного налета на позиции фашистов противник запоздало открыл все же ответный [43] огонь из нескольких уцелевших орудий. Один из снарядов разворотил железнодорожный путь под бронеплощадкой 21-го, она осела. Фашисты сосредоточили огонь на остановившемся бронепоезде. М. Р. Чечельницкий послал на выручку путейскую бригаду, которая всегда была у него в резерве. Ее возглавил Михайловский. Под непрерывным обстрелом железнодорожники подняли домкратом платформу, сменили шпалы, поставили бронеплощадку на рельсы, укрепили и выправили путь, и 21-й ушел из опасной зоны.

    Чтобы поддержать поредевшие наши части на восточном берегу Сухого Лимана, М. Р. Чечельницкий повел бронепоезд «За Родину!» на Овидиопольскую ветку. Там сражалась 1-я батарея береговой охраны под командованием капитана М. К. Куколева. Бронепоезд включился в бой. Враг в тот момент шел колоннами, расстояние до него было с полкилометра. Незамедлительно по колоннам был нанесен удар изо всех орудий. Один залп следовал за другим, бронепоезд быстро менял позиции. Ожила, наконец, и артиллерия захватчиков. Их снаряды ложились все ближе и ближе. Один угодил в бронеплощадку и вывел из строя расчет 76-миллиметровой пушки. Тяжело ранило лейтенанта Маркова, бойцов Меслицкого, Сайчина, Мисурина, Колыханова. Загорелись ящики с боеприпасами. Бойцы Дикий, Мишкин, Люсюк кинулись к ним и с риском для жизни сбросили их с платформы, предотвратив взрыв. Военфельдшер Ф. Большаченко и медсестра Литвиненко пробрались из своего вагона на бронеплощадку и вовремя оказали раненым первую помощь. Снарядом пробило тендер, вытекала вода. Старый машинист М. Я. Богатов, более тридцати лет проработавший на транспорте, сумел экономно расходовать воду. Расстреляв боеприпасы, бронепоезд отошел к 1-й заставе. Потом на буксире его отвели на ремонт.

    5 октября фашисты захватили Болгарские хутора. Бронепоезд «За Родину!» один отбивал их атаки. 9 октября М. Р. Чечельницкий получил от командира 2-й кавалерийской дивизии II. Г. Новикова приказ: «Прикрывать отход дивизии. Отход состоится с наступлением темноты 15 октября. Экипаж бронепоезда будет отходить последним». 16 октября 1941 года стало последним днем героической обороны города.

    В сумерках бронепоезд вышел на однопутную ветку. После выполнения задания здесь, в районе 3-й заставы, он должен был быть взорван. Все личное оружие и одиннадцать пулеметов сняли с бронеплощадок. После недавнего жестокого боя осталось немного снарядов и ящики бутылок с горючей смесью. Последние минуты бронепоезда «За Родину!» С. П. Дикий описал так:

    — Мне и Мишкину было поручено взорвать бронепоезд. Пар в котле паровоза перекрыли и топку пополнили углем. По сторонам котла под броневым кожухом положили ящики с толом, а шнуры от них вывели за дверь паровозной будки. На бронеплощадках [44] лежали ящики с толом и бутылками, наполненными горючей смесью.

    Мы с Мишкиным зажгли шнуры. Отойдя на некоторое расстояние от паровоза, мы выстрелили из полуавтоматических винтовок по бутылкам, стоящим вдоль барьера на дальней бронеплощадке. Вспыхнул огонь, зловеще осветив бронепоезд. Потом раздался взрыв...

    Экипажи четырех бронепоездов Отдельной Приморской армии внесли достойный вклад в героическую оборону Одессы.