Предлагаю к обсуждению этот интереснейший на мой взгляд эпизод ВМВ. Для начала из Вики, Мальтийские конвои http://ru.wikipedia.org/wiki/Мальтийские_конвои
Небольшой вопрос по "Пьедесталу": насколько законны действия капитана "Брисбен Стар", который пробрался на Мальту, прячась в территориальных водах вишистского Туниса?
Жить захочешь не так раскорячешься(с) Да вроде ничего не нарушили, правда игнорировали несколько раз запросы, да и французы им разрешили следовать дальше, правда для этого их напоить пришлось.
Перечитал сейчас этот момент -неужели итальянцы так уважали французский нейтралитет, что не могли атаковать корабль в территориальных водах? Самолет то "Брисбен Стар" обнаружил, кружил над ним, делал ложные заходы - и ничего. Может, там другие причины были (неисправность, боеприпасы кончились), но с английской стороны смотрелось все это наверное странно.
Еще одна интересная история, связанная с "Пьедесталом" - потопление крейсера "Манчестер". Во время ночной атаки итальянских торпедных катеров он получил две торпеды в правый борт и потерял ход. Командир корабля - капитан 1го ранга Дрю - попытался исправить повреждения на месте, а когда это не удалось - затопил крейсер. Часть команды спасли британские корабли, однако большинство моряков добрались до побережья Туниса и были интернированы вишистами. У Смита в книге все это довольно красочно описано, с воспоминаниями членов команды. Правда, там не написано, что Адмиралтейство обвинило Дрю в преступной халатности. Дескать, у «Манчестера» были шансы добраться до нейтрального порта. Капитан аргументировал свое решение стремлением не допустить захвата радарного оборудования корабля противником и спасти своих людей, команда крейсера была на его стороне, оценивая шансы «Манчестера» на выживание как очень низкие. Однако это Дрю не спасло – его признали виновным. Есть какая-нибудь информация по этому судебному процессу? Для чего это разбирательство вообще затевалось? Опять же, даже если гипотетически допустить, что «Манчестер» мог бы добраться до нейтрального порта, неужели интернирование крейсера с потенциальной возможностью его обследования немцами так уж выгоднее для Адмиралтейства, чем его затопление?
Просто уважение к законам со стороны итальянца. Книга на которую вы ссылаетесь не "Пьедестал" Смита? Там интересный момент описывается, когда итальянец улетел команда опасалась что прилетят немцы и на законы смотреть не будут.
Да, именно Смита и читал. Даже не знаю, как к этому относиться - клеймить то ли немцев за нарушение законов и правил, то ли итальянцев - за пофигизм (страна все же воюет, может некоторые законы можно и обойти в такой ситуации? Англичане вон, не церемонились в Норвегии)
Кстати, как вы и написали самолёт делал ложные заходы, т.е. имитировал атаку в надежде что у экипажа "Брисбен Стар" нервы не выдержат и они первыми огонь откроют
Парочка довольно известных фотографий по "Пьедесталу" 1. Взрыв парохода "Waimarama".При взрыве погиб и атаковавший самолёт 2. Танкер "Ohio" добрался до Мальты. Удивительно, как ТАКОЕ смогли дотащить
Unternehmen Herkules А теперь фотки танков этого спецподразделения - со стула не падать на втором фото - in Bildmitte Kompaniechef Oberleutnant Hans Bethke
Я уже ничему не удивляюсь в истории этой войны. Было б интересней на эти танки на улицах Валлеты посмотреть
Мальта имела огромное значение, позволяя контролировать ситуацию в восточной части Средиземного моря. Только за четвертый квартал 1941 года английские силы, базирующиеся на Мальте (флот и авиация) совместно утопили 81 итальянский и немецкий корабль общей вместимостью 185 000 БРТ, из них 25 кораблей - заслуга британской авиации, а остальное - подводный и надводный флот. В ноябре 1941 года 20% снабжения для Роммеля ушло на дно. На острове был гарнизон в 22 000 человек - 10 британских и 3 мальтийских батальонов. Мощная система фортификации, постоянно обновляемая и укрепляемая британцами, насчитывала более 100 орудий в одной только Ла Валетте, а всего на Мальте имелось 230 орудий, из которых 112 - тяжелых. Одну из главных сил Мальты составляли самолеты RAF, расположенные на трех аэродромах. Всего имелось 60 бомбардировщиков и торпедоносцев и 75 истребителей. Склады, лазареты и убежища для персонала находились в глубоких коридорах, выдолбленных в скалах острова. Немецкий план предусматривал два этапа. Первый этап включал в себя нейтрализацию британской авиации и артиллерии длительной бомбардировкой. Второй этап включал в себя высадку на острове двух дивизий парашютистов (одна немецкая, вторая итальянская) под общим командованием генерала Штудента. Одновременно итальянский флот должен был высадить в заливах острова две штурмовые дивизии под прикрытием огня флота. Первый этап начался 25 марта 1942 года массированными бомбардировками. 1 апреля были потоплены две английские подлодки, а 3 апреля главной целью стал крейсер "Пенелопа", который был атакован 300 бомбардировщиками. 9 апреля поврежденный крейсер ушел в Гибралтар на ремонт. К концу апреля из залива Гранд Харбоур ушли все базирующиеся там корабли, в том числе и 10-я флотилия подлодок. Работа в порту и доках прекратилась, за исключением подземных доков, выдолбленных в скале, и Мальта перестала функционировать, как морская база. В апреле англичане потеряли в боях над островом 20 самолетов, а еще 126 уничтожено или повреждено на земле. Прибывающие пополнения не успевали возмещать потери в авиации. Источник - W.Supinski - Odsiecz dla Malty
Маленькая Мальта спасала большой СССР. 2-й Воздушный Флот Люфтваффе под командованием Кессельринга вместе с II авиакорпусом были сняты с Восточного Фронта и переброшены в Сицилию и Южную Италию для Битвы за Мальту. Только в январе и феврале 1942 в ежеднеаных налётах на Мальту участвовали от 200 до 300 немецких и итальянских самолётов. Такая работа по русски http://militera.lib.ru/research/spick1/04.html
Ну это спорное утверждение. Самолёты то они конечно оттянули, но и Союзникам пришлось сокращать или вообще преостанавливать отправку северных конвоев чтобы Мальте помочь
Но в мае 1942 года от плана захвата Мальты отказались, бомбежки прекратились. Хотя Кессельринг настаивал на необходимости захвата острова, фюрер согласился с точкой зрения Роммеля, утверждавшего, что Мальту проще задушить блокадой. Действительно, ближайшие английские базы расположены достаточно далеко: до Гибралтара 985 миль, до Александрии 820, но ей угрожает Роммель и потому ей не до Мальты. Конечно, англичане могут отправить конвой на Мальту, но он будет плыть два дня в зоне досягаемости немецкой и итальянской авиации и флота с баз на Сицилии и Сардинии. В течение первых 6 месяцев из 30 судов, отправленных англичанами на Мальту, до острова дошло 10, из них три были потоплены сразу же по прибытию вместе с грузом. Ситуация на Мальте складывалась сложная. Требовались боеприпасы для зенитной артиллерии, бензин для самолетов, а самое главное - продукты. Кроме гарнизона, на острове было еще около 300 тыс. человек населения.
В мае 1941 года на Мальту на авианосце "Арк Ройял" перебросили 12 "Харрикейнов", а менее чем через месяц - еще 24. В июне 1941 года на Мальту в четыре захода авианосцами "Арк Ройял", "Фьюриес" и "Викториес" перебросили еще 143 "Харрикейна" Mk.IIB/C. 26 июля 1941 года шесть итальянских торпедных катеров под прикрытием истребителей МС.200 предприняли попытку атаки порта Гранд-Харбор в Валетте. По тревоге взлетели "Харрикейны" 126-й и 185-й эскадрилий. В итоге четыре катера были потоплены, а два захвачены в качестве трофеев.
Не оспариваю Вашего утверждения, но...странно, не встречал информации о том, что из-за Мальты были задержаны отправки конвоев в СССР. Я не все книги об этом читал, конечно. А по Мурманску есть такая статистика http://base13.glasnet.ru/text/sk_murm/1942m.htm, хоть это немного и оффтоп для данной темы.
Операцию эту проводила 10я флотилия MAS, которая понесла значительные потери (включая командира подразделения). Там, насколько помню, не только торпедные катера участвовали.
По идее, задержку PQ-18 оправдывали проведением "Пьедестала". Если посмотреть на силы, задействованные в этих операциях, понятно, что одновременно их никак не провести. Но у нас на постсоветском пространстве большее распространение получила версия о том, что проклятые англичане просто из вредности не хотели помогать СССР
Справедливости ради замечу что была и обратная ситуация. Во время подготовки PQ17 также не хватало кораблей для отправки в Средиземное море. У англичан конечно флот большой, но не резиновый.